УТВЕРЖДЕНА
постановлением администрации
муниципального образования
«Майнский район»
02.03.2020 №172
Муниципальная программа «Развитие информационного общества, использование информационных и коммуникационных технологий в муниципальном образовании «Майнский район»
Паспорт Программы
Наименование муниципальной программы
|
Муниципальная программа «Развитие информационного общества, использование информационных и коммуникационных технологий в муниципальном образовании «Майнский район» (далее - Программа)
|
Муниципальный заказчик муниципальной программы (муниципальный заказчик – координатор муниципальной программы)
|
Администрация муниципального образования «Майнский район» (далее - администрация района)
|
Соисполнители муниципальной программы
|
Структурные подразделения и функциональные органы администрации района
|
Подпрограммы муниципальной программы
|
отсутствуют
|
Проекты, реализуемые в составе муниципальной программы
|
отсутствуют
|
Цели и задачи муниципальной программы
|
Цели муниципальной программы:
- повышение качества жизни населения и эффективности управления муниципальным районом муниципального образования «Майнский район» за счет использования информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ);
- повышение эффективности и оперативности в информационном обмене структурных подразделений и функциональных органах администрации района;
- создание системы информационной безопасности и защиты информационных систем от несанкционированного доступа.
Задачи муниципальной программы:
- обеспечение доступа муниципальных служащих и технических работников администрации района к справочно-правовым системам;
- доступ сотрудников администрации района к внешним информационным ресурсам;
- обеспечение муниципальных служащих и технических работников современными персональными компьютерами;
- обеспечение муниципальных служащих и технических работников современной оргтехникой и средствами связи;
- обеспечение технической защиты информации (персональных данных) в локальной вычислительной сети (ЛВС) администрации района ее структурных подразделениях и функциональных органах;
- приобретение лицензионного программного обеспечения (ПО);
- обеспечение работоспособности аттестованного рабочего места, в отделе ГО, ЧС и взаимодействую с правоохранительными органами, в соответствии с законодательством РФ;
- поддержание в рабочем состоянии прикладного и системного программного обеспечения;
- обеспечение функционирования и поддержка работоспособности прикладного и системного программного обеспечения системы межведомственного электронного взаимодействия (информационных систем ТВИС, ЭПК, СЭД, СБИСС, ЗАГС «Находка», ЕГРП ЗАГС, ЕС ОГ, СПО ОДПГ, ССТУ, 1С-бухгалтерия, ЕГИССО, ГАС Управление, ФГИС ДО, ФИАС, СУФД, «АЦК – Финансы», ГИС ЖКХ и т.д.);
- совершенствование информационно-технической инфраструктуры;
- повышение информационной открытости органов местного самоуправления;
- повышение эффективности муниципального управления за счет применения электронного документооборота.
|
Целевые индикаторы муниципальной программы
|
-Количество приобретенной оргтехники, средств связи и компьютерной техники;
-Количество компьютерной техники подлежащей обновлению;
-доля рабочих мест требующих установку средств защиты от несанкционированного доступа в ЛВС и поддержка работоспособности, VipNet и ПАК «Соболь» в администрации района ее структурных подразделениях и функциональных органах;
- Доля рабочих мест с антивирусным лицензионнымпрограммным обеспечением;
-Количество приобретенных лицензионных продуктов отечественного офисного программного обеспечения ((включенного в единый реестр российского программного обеспечения) или свободного
|
Сроки и этапы реализации муниципальной программы
|
Программа рассчитана на среднесрочный период 2020 - 2022 годы.
Программа не предусматривает разбивку на этапы
|
Ресурсное обеспечение муниципальной программы с разбивкой по этапам и годам реализации
|
Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования «Майнский район».
Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию мероприятий Программы составляет 2065,7 тыс. рублей, из них:
- на 2020 год – 883,3 тыс. рублей;
- на 2021 год – 587,9 тыс. рублей;
- на 2022 год – 594,5 тыс. рублей.
|
Ресурсное обеспечение проектов, реализуемых в составе муниципальной программы
|
не предусмотрено
|
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы
|
- создание информационно-коммуникационной инфраструктуры органов местного самоуправления муниципального образования «Майнский район»;
- повышение информационной открытости органов местного самоуправления;
- доведение уровня защищенности муниципальных информационных ресурсов и систем до нормативных требований;
- снижение административных барьеров;
- обеспечение возможности получения услуг в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций);
- улучшение качества и оперативности принятия управленческих решений на базе новых информационных технологий;
- улучшение организации управления, повышение эффективности и качества управленческого труда;
- обеспечение доступа муниципальных служащих и технических работников к необходимым информационным ресурсам;
- развитие единой системы электронного документооборота Правительства Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципального образования «Майнский район»;
- повышение качества и доступности муниципальных услуг, муниципальных функций для физических и юридических лиц на территории района;
- обеспечение возможности получения муниципальных услуг по принципу «одного окна» в районе;
|
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена муниципальная Программа, обоснование необходимости ее решения программными методами
Муниципальная программа направлена на реализацию государственной политики в сфере информатизации государственного и муниципального управления в Ульяновской области, определённой указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях
и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 9 мая 2017 г. N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы», от 1 декабря 2016 г.
№ 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», от 5 декабря 2016 г. N 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации», Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утверждёнными Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г., Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённойраспоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, Стратегией развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 2036-р, Концепцией развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 2516-р, а также планом мероприятий («дорожной картой») «Развитие отрасли информационных технологий», утверждённым распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 2602-р.
На региональном уровне приоритеты государственной политики в сфере информатизации государственного и муниципального управления
в Ульяновской области определены Стратегией социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года, утверждённой Постановлением Правительства Ульяновской области от 13.07.2015 №16/319-П, Стратегией развития отрасли информационно-коммуникационных технологий
и электроники Ульяновской области на 2015-2020 годы, утверждённой Распоряжением Правительства Ульяновской области от 26.12.2014 №32/858-пр, Инновационной декларацией Ульяновской области, утверждённой Распоряжением Губернатора Ульяновской области от 22.03.2017 № 223р, Концепцией внедрения интеллектуальных цифровых технологий
в Ульяновской области «Умный регион» на 2017-2030 годы», одобренной Распоряжением Губернатора Ульяновской области от 19.07.2017 № 653‑р
Информатизационная деятельность администрации муниципального образования "Майнский район" строится на следующих принципах:
- самостоятельности органов местного самоуправления, структурных подразделений, функциональных органах администрации, подведомственных учреждений в пределах их полномочий в формировании и использовании муниципальных информационных ресурсов;
- формирования информационных ресурсов в объемах, необходимых и достаточных для реализации органами местного самоуправления, структурными подразделениями, функциональными органами администрации, подведомственными учреждениями своих полномочий;
- достоверности и оперативности информации, используемой в деятельности органов местного самоуправления, структурных подразделений администрации, подведомственных учреждений;
- открытости муниципальных информационных ресурсов;
- обязательности обеспечения граждан необходимой информацией в пределах компетенции органов местного самоуправления, структурных подразделений, функциональных органах администрации, подведомственных учреждений.
Реализация права на доступ к муниципальным информационным ресурсам должна обеспечиваться:
- путем создания условий для доступа заинтересованных лиц к информационным ресурсам и информационным системам органов местного самоуправления;
- путем предоставления информации по запросам заинтересованных лиц;
- путем публикации в средствах массовой информации муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
- в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Ульяновской области и нормативными актами муниципального образования «Майнский район».
Программа «Развитие информационного общества, использование информационных и коммуникационных технологий в муниципальном образовании «Майнский район» на 2019-2022 годы» (далее - Программа) определяет основные приоритеты, принципы и направления реализации единой государственной политики в сфере развития информационных технологий в муниципальном районе.
Формирование информационно - телекоммуникационной инфраструктуры района осуществляется изолированно, не учитывает необходимости совместной работы информационных систем и не всегда направлено на повышение качества предоставляемых гражданам услуг. Это приводит к необоснованному росту числа используемых программно-аппаратных решений, избыточным расходам и снижает эффективность использования информационно-коммуникационных технологий.
Органы местного самоуправления и организации Майнского района, предоставляющие услуги, обеспечивают оптимизацию порядка предоставления услуг в электронной форме в соответствии с методическими рекомендациями, определяющими требования к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронной форме, разработанными Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
За предыдущий период действия программы с 2014 по 2018 год не в полном объеме завершено создание технической инфраструктуры администрации муниципального образования «Майнский район» в сфере информатизации. Практически завершено оснащение вычислительной техникой органов местного самоуправления. Остается открытым вопрос по обеспечению лицензионным программным обеспечением. Ведется постепенное обновление компьютерной техники. Во всех структурных подразделениях созданы локальные вычислительные сети.
По причине недофинансирования мероприятий программы сохраняется неравенство структурных подразделений в уровне технической обеспеченности. Доля морально и физически устаревшей, но находящейся в использовании вычислительной техники, доходит до 65% и увеличивается в последние годы. Уровень ежегодного обновления парка персональных компьютеров вместо плановых 20% в год составил в среднем 2% в год. Недостаточно развиты ведомственные информационные системы, автоматизирующие профильную деятельность структурных подразделений, информационные ресурсы, которые могли бы быть использованы для повышения качества и оперативности предоставления муниципальных услуг, принятия обоснованных управленческих решений. Не осуществляется в требуемом объеме повышение квалификации сотрудников на специализированных курсах.
На данный момент достигнуты следующие показатели:
- опубликование на официальном сайте администрации реестра муниципальных услуг и регламентов муниципальных услуг составило 100%;
- уровень обеспеченности муниципальных служащих средствами вычислительной техники составил 92%;
- доля персональных компьютеров, подключенных к локальным вычислительным сетям, в Администрации составила 100%
- уровень доступности информационных сервисов для муниципальных служащих (электронная почта, Интернет) составил 100%.
В соответствии с законодательством администрация муниципального образования «Майнский район» размещает на своем официальном сайте общедоступную информацию о своей деятельности, в том числе в форме открытых данных, обеспечивая ее достоверность и актуальность. В целях реализации права граждан на доступ к информации о нормативных правовых актах администрации, обеспечивается доступ к сведениям о нормативных правовых актах принятых в администрации, в том числе о результатах антикоррупционной экспертизы таких нормативных правовых актов. Также на официальном сайте администрации муниципального образования «Майнский район» размещена информация о деятельности органов местного самоуправления, о важнейших событиях и проводимых в районе мероприятиях, об оказываемых населению муниципальных услугах, работает виртуальная-приемная.
Используется информационная система электронного документооборота. Использование электронного документооборота способствует повышению эффективности деятельности структурных подразделений администрации, выполнению установленных законодательством сроков рассмотрения обращений граждан и организаций.
Подключение к сети Internet осуществляется через оператора связи ПАО «Ростелеком».
На данный момент:
- недостаточно сложился рынок информационных услуг и технологий;
- в районе не имеется общей сети передачи данных. На данный момент в каждой организации и структурном подразделении имеется своя сеть, доступ в интернет и строятся они по технологии АDSL или ВОЛС;
- существует множество разнородных информационных хранилищ, отличных по виду носителя, характера информации, функциональному назначению, ведомственной принадлежности и форме собственности и не обладающих единым управлением, возможностью оперативного информационного обмена;
- отсутствует единая система электронного документооборота;
- отсутствуют база данных по реестру физических лиц, реестру юридических лиц.
Согласно требованиям законодательства Российской Федерации на основе классификации информационных систем с учетом моделей угроз и моделей нарушителя информационной безопасности планируется применение средств обеспечения информационной безопасности.
Средства обеспечения информационной безопасности предназначены для:
- защиты информации от вредоносного воздействия компьютерных вирусов, несанкционированного доступа, в том числе при межсетевом взаимодействии между информационными системами, для обнаружения компьютерных атак;
- обеспечения конфиденциальности и целостности информации;
- выявления уязвимостей и мониторинга инцидентов информационной безопасности;
- резервного копирования и восстановления информации.
В администрации муниципального образования «Майнский район» установлен программно аппаратный комплекс защиты информации (криптошлюз и межсетевой экран) VipNetCoordiNator HW 1000, который используется для подключения к ПО «Дело» для межведомственного взаимодействия, для подключения к порталу ССТУ для обеспечения связи в единый день приема граждан 12 декабря.
Важной задачей муниципального образования «Майнский район» является создание единого информационного пространства, представляющего собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.
В целях создания единого информационного пространства необходима координация процессов информатизации всех структурных подразделений администрации и подведомственных организаций. Координация может быть обеспечена при условиях:
- обеспечение учета всех создаваемых, развиваемых, модернизируемых, эксплуатируемых органами местного самоуправления информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на всех этапах жизненного цикла информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, в том числе обеспечение учета планируемых и фактически расходуемых на эти цели средств бюджета;
- обеспечение единства и комплексности при планировании и реализации мероприятий по информатизации, осуществляемых органами местного самоуправления;
- повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления за счет использования информационных технологий;
- обеспечение эффективного расходования средств бюджета, направляемых органами местного самоуправления на реализацию мероприятий по информатизации;
- повышение эффективности реализации мероприятий по информатизации за счет внедрения принципов проектного управления, а также за счет внедрения инструментов общественного контроля за реализацией мероприятий по информатизации;
- многократное использование информационных систем, в том числе информационно-коммуникационных технологий, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, создаваемых за счет средств бюджета;
- совместимость информационных систем, в том числе информационно-коммуникационных технологий, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, используемых в различных органах местного самоуправления.
2. Цели и задачи Программы
Программа направлена на следующие цели:
- повышение качества жизни населения и эффективности управления муниципальным районом муниципального образования «Майнский район» за счет использования информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ);
- повышение эффективности и оперативности в информационном обмене структурных подразделений и функциональных органах администрации района;
- создание системы информационной безопасности и защиты информационных систем от несанкционированного доступа
Программа включает следующие задачи:
- обеспечение доступа служащих к справочно-правовым системам;
- доступ сотрудников администрации к внешним информационным ресурсам;
- обеспечение служащих современной оргтехникой и средствами связи;
- обеспечение технической защиты информации (персональных данных) в локальной вычислительной сети (ЛВС) администрации и структурных подразделениях;
- приобретение лицензионного ПО;
- обеспечение работоспособности аттестованного рабочего места, в отделе по мобилизационной подготовке, в соответствии с законодательством РФ;
- поддержание в рабочем состоянии прикладного и системного программного обеспечения;
- обеспечение функционирования и поддержка работоспособности прикладного и системного программного обеспечения системы межведомственного электронного взаимодействия (информационных систем ТВИС, СБИС++, СЭД, ЭПК, «АЦК-Финансы» и т.д.);
- обеспечение доступности информации и прозрачности деятельности администрации муниципального образования «Майнский район».
Оценка достижений целей муниципальной программы по годам её реализации осуществляется посредством использования целевых индикаторов. Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации мероприятий муниципальной Программы муниципального образования «Майнский район» приведены в приложении 1 к настоящей муниципальной программе.
3. Сроки реализации Программы
Муниципальная программа реализуется в один этап с 2020 по 2022 годы.
4. Система мероприятий Программы
Система мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям на всех стадиях реализации Программы.
Программа предполагает достижение основных целей развития информационного общества, использование информационных и телекоммуникационных технологий в муниципальном образовании «Майнский район» области к концу 2022 года.
Основные программные мероприятия приведены в Приложении № 2 к Программе.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Получателем и распорядителем средств бюджета муниципального образования «Майнский район» по отдельно взятому мероприятию Программы является соответствующее структурное подразделение.
Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования «Майнский район» в пределах средств, предусмотренных в бюджете района на соответствующий финансовый год.
Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию мероприятий Программы составляет 2065,7 тыс. рублей, из них:
- на 2020 год – 883,3 тыс. рублей;
- на 2021 год – 587,9 тыс. рублей;
- на 2022 год – 594,5 тыс. рублей.
Размер средств носит расчетный характер и будет уточняться при принятии бюджета района на соответствующий финансовый год.
6. Ожидаемые результаты реализации Программы
В результате выполнения муниципальной программы будут достигнуты следующие целевые показатели:
- улучшение качества и оперативности принятия управленческих решений на базе новых информационных технологий;
- улучшение организации управления, повышение эффективности и качества управленческого труда;
- обеспечение доступа муниципальных служащих к необходимым информационным ресурсам;
- соблюдение требований Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне»;
- обеспечение выполнения требований Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;
- переход к оказанию государственных и муниципальных услуг гражданам в электронном виде;
- обеспечение защиты информационных систем от несанкционированного доступа.
7. Организация управления Программой
Координатором Программы выступает администрация муниципального образования «Майнский район».
Реализация мероприятий осуществляется соответствующими структурными подразделениями и функциональными органами администрации муниципального образования «Майнский район».
Разработчик программы несет ответственность за своевременную и качественную разработку программы.
Руководитель программы:
- несет ответственность за эффективность и результативность программы;
- несет ответственность за реализацию программы в целом, своевременность внесения в нее изменений, дополнений и в установленных случаях досрочное ее прекращение;
- осуществляет в пределах своей компетенции координацию деятельности исполнителей программы.
Исполнители программы:
- определяют поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, установленными действующим законодательством;
- несут ответственность за осуществление в установленные сроки соответствующих мероприятий, предусмотренных программой, целевое и эффективное использование выделенных на программные мероприятия бюджетных средств, своевременное их освоение, достоверность представленной информации.
Разработчик программы:
- в ходе реализации программы уточняет объемы средств, необходимых для ее финансирования в очередном финансовом году;
- представляет проект Постановления администрации муниципального образования «Майнский район» об утверждении муниципальной программы, о внесении в нее изменений и дополнений, о приостановке или прекращении ее действия, на согласование в муниципальное учреждение Управление финансов, отдел правового обеспечения и другие заинтересованные структурные подразделения администрации муниципального образования «Майнский район»;
- организует публикацию в средствах массовой информации или в сети Интернет Постановления администрации муниципального образования «Майнский район» об утверждении муниципальной программы, о внесении в нее изменений и дополнений, о приостановке или прекращении ее действия;
- несет ответственность за соответствие разработанной программы и приоритетных направлений развития муниципального образования на долгосрочный период.
В целях подготовки аналитической записки по итогам года разработчиком осуществляется оценка эффективности и делается прогноз достижения плановых показателей индикаторов в отчетном году.
Оценка эффективности программы осуществляется разработчиком и подписывается руководителем программы с учетом прогноза ее исполнения за отчетный финансовый год. При оценке используются данные о достигнутых значениях и динамике индикаторов, представленных в соответствующих отчетах.
При подготовке аналитической информации на основании прогнозного значения индикаторов на конец финансового года делаются следующие выводы:
- программа имеет высокую эффективность и целесообразна к финансированию на очередной год;
- программа целесообразна к финансированию на очередной год, но требуется корректировка ее содержания в целях достижения плановых результатов;
- программа имеет низкую эффективность, требуется досрочное прекращение ее реализации.
В случае принятия решения, о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы или досрочном прекращении ее реализации и при наличии заключенных во исполнение соответствующей программы муниципальных контрактов в бюджете муниципального образования «Майнский район», предусматриваются бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств, вытекающих из указанных контрактов, по которым сторонами не достигнуто соглашение об их прекращении.