Вернуться к обычному виду

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 21 ноября 2022г.№1417 Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования «Майнский район» и муниципального образования «Майнское городское поселение» на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годы



Администрация муниципального образования

«Майнский район»

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

21 ноября 2022г.

1417

 

Экз. №

 

р.п.Майна

Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования «Майнский район» и муниципального образования «Майнское городское поселение» на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годы

         

 

 

          В целях разработки решения Совета депутатов муниципального образования «Майнский район» «О бюджете муниципального образования «Майнский район» и Совета депутатов муниципального образования «Майнское городское поселение» «О бюджете муниципального образования «Майнское городское поселение» на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годы» в соответствии с Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Майнский район», утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования «Майнский район» от 16.03.2016 № 45/24 Администрация муниципального образования «Майнский район»    п о с т а н о в л я е т :

          1. Утвердить Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования «Майнский район» и муниципального образования «Майнское городское поселение»на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годы (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после его обнародования.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

 

 

 

Глава администрации района                                                         О.В.Шуенков


УТВЕРЖДЕНЫ

 

постановлением администрации

муниципального образования

«Майнский район»

 

21.11.20221417

 

 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

муниципального образования «Майнский район»

и муниципального образования «Майнское городское поселение» на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годы

 

 

Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования «Майнский район» и муниципального образования «Майнское городское поселение» на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годы (далее - Основные бюджетной и налоговой политики) разработаны с учетом стратегических целей, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития МО «Майнский район»  до 2024 года, муниципальных программ МО «Майнский район» (далее – муниципальные программы). 

Целью Основных направлений бюджетной политики является описание основных подходов к формированию проекта бюджета МО «Майнский район» и МО «Майнское городское поселение» на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годы, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.

 

Раздел 1. Основные параметры экономики МО «Майнский район» и МО «Майнское городское поселение» в 2021-2022 году и на плановый период 2023-2025 годы

 

В социально-экономическом развитии нашего района сохраняются положительные тенденции. Рост хозяйственной активности имеет место в большинстве основных видов экономической деятельности. Отражением общего состояния экономики служат результаты деятельности предприятий и организаций, работающих на территории района.

        Оборот организаций по всем видам экономической деятельности по итогам 2021 года составил 3 млрд. 498 млн. рублей, что значительно больше  показателей  не только ковидного 2020 года, но и 2019 года.

          Оборот розничной торговли и общественного питания увеличился на 122,5% и 123,5% соответственно, что говорит о росте платежеспособного спроса и восстановлении данных отраслей.

          На долю сельского хозяйства приходится более 40% общего объема отгруженной продукции по району.

          В агропромышленном комплексе занято   23,0 % от общей численности занятых в экономике, доля налоговых поступлений в  бюджет района  составляет  31,0 % (36 млн.рублей )

Обрабатывающие производства занимают значительное место в структуре отгрузки промышленной  продукции  и составляют  35 % в общем объеме производства, на производство и распределение тепловой энергии, газа и воды приходится 19%.

Промышленность на территории МО «Майнский район» представлена следующими видами экономической деятельности:

- производство пищевых продуктов;

- текстильное и швейное производство;

- обработка древесины и производство изделий из дерева;

Более 10% занятого населения муниципального образования «Майнский район» трудится на промышленных предприятиях.

Градообразующими предприятиями района являются ООО «Химтекс», и  3 обособленных подразделения  Майнского  элеватора.

ООО «Химтекс» - выпускает продукцию  для предприятий нефтегазовой  промышленности,  МЧС, жилищно-коммунального хозяйства. Общий объем инвестиций более 120 млн. рублей.

Среднесписочная численность персонала составляет  206  человек.

Среднемесячная заработная плата за январь - декабрь 2021 года  – 22882 рублей  (рост на 20 % по сравнению с аналогичным периодом 2020г. – 19065 рублей).

Объём отгруженной продукции за январь - декабрь 2021 года составил  327659 тыс. руб. (увеличение  на 80% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года).

Уплачено налогов в консолидированный бюджет за январь - декабрь 2021  года  8205 тыс. руб. (рост на 27% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года).

ООО «Майнский элеватор»  

Среднесписочная  численность  персонала  27 человек.

Среднемесячная заработная плата за январь - декабрь 2021 года  – 22678 рублей.

Объём отгруженной продукции за январь - декабрь  2021 года составил 44297 тыс. рублей или 105% к уровню 2020 года.

Уплачено налогов в консолидированный бюджет за январь - декабрь 2021 года  2784,1  тыс. рублей, темп роста 113,7% к уровню прошлого года.

ООО «Элеватор Майна»  

Среднесписочная численность персонала составляет  24 человека.

Среднемесячная заработная плата за январь - декабрь 2021 года  – 22813 рублей, темп роста  132,7%  к уровню прошлого года.

Объём отгруженной продукции за январь - декабрь  2021  года составил 79860 тыс. рублей или  98% к уровню прошлого года.

Уплачено налогов в консолидированный бюджет за январь - декабрь 2021 года   8909,7 тыс. рублей.

ООО «Майнский КХП»  

Среднесписочная численность персонала составляет  30  человек.

Среднемесячная заработная плата за январь - декабрь 2021 года  – 19673 рубля, темп роста 112%  к уровню прошлого года.

Объём отгруженной продукции за январь - декабрь  2021  года составил 37283 тыс. рублей или  112%  к уровню прошлого года.

До 2025 года ожидается рост промышленного производства, в результате объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами увеличится по сравнению с 2020 годом на 10 процентных пунктов. Общий прирост будут определять обрабатывающие производства, текстильное и швейное производства, обработки древесины и производства изделий из дерева.

От эффективности работы агропромышленного комплекса зависит экономическая и социальная стабильность района в целом.

Анализ деятельности сферы сельского хозяйства показывает стабильный  темп роста по основным производственным показателям. В 2021 аграрным сектором района произведено сельскохозяйственной продукции на сумму 2,3 млн. рублей, что на 18% выше прошлого года. Положительную динамику обеспечивают и инвестиции сельскохозяйственных предприятий района в обновление техники. В 2021 году приобретено  техники и сельхозоборудования  на  455  миллионов  рублей.

            По валовому сбору зерна наш район вошёл в четверку лучших по области. За минувший сезон произведено 116 тыс. тонн зерна при урожайности 17,4 ц/га.

В сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских фермерских хозяйствах за 2021 года произведено 469 тонн мяса. Реализовано скота и птицы на убой в живом весе 274 тонны, что составляет 103% к уровню прошлого года. За 2021 год произведено молока 1914 тонны. Надой на одну фуражную во всех категориях составил 3970 кг  - это больше на 14 кг к  уровню прошлого 2020 года, среднесуточный привес на молодняке крупнорогатого скота составляет 483 грамма, что соответствует уровню прошлого 2020 года.

Поголовье КРС по району в хозяйствах всех категорий составляет 4140 голов, или 98% уровню прошлого года, в т.ч. коров 1788 голов, что составляет 95 % к уровню 2020 года. Численность свиней составляет 3089 голов, или 96% к уровню прошлого года, овец – 4355 голов, или 100 % к уровню прошлого года.

          Хочется отметить хозяйства, работающие над увеличением поголовья крупного рогатого скота и производства молочной продукции и мяса:

           Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ашаханов Пейзула Сайпулович приступил к строительству животноводческого комплекса на 400 голов дойного стада крупного рогатого скота. Объем инвестиций составляет 130 млн. рублей.

          Индивидуальный предприниматель Горин Сергей Александрович восстанавливает животноводческое помещение на 100 голов молодняка крупного рогатого скота. Общая сумма проекта 12  млн. рублей.

В рамках государственной программы «Семейная ферма» индивидуальный предприниматель Козлов Василий Дмитриевич являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства получил грант в размере 10,3 млн. рублей на  строительство овцеводческой фермы для разведения  катумской породы овец.

Динамичному развитию отрасли способствовала субсидированная государственная поддержка.  В 2021 году на развитие агропромышленного комплекса  из федерального и областного бюджетов  выделено 115 миллионов рублей.

Важнейшая составляющая экономике нашего района – малый и средний бизнес.

Малое и среднее предпринимательство – это сектор экономики, во многом определяющий темпы экономического роста, структуру экономики района и состояние занятости населения, который, к сожалению, не в полном объёме подпадает под статистическое наблюдение и поэтому не отражает фактического состояния дел.

  На сектор малого бизнеса приходится одна третья часть получаемых районом налогов. В бюджет поступило  32,6  млн. рублей, что на 10 млн. рублей больше, чем в 2020 году. По итогам 2021 года   в районе  зарегистрировано 514  субъектов малого и среднего предпринимательства , что на 5% больше 2020 года, в районе работают 42 микро, 11 малых и 461 индивидуальный предприниматель.

          За январь-декабрь 2021 года в районе организовали предпринимательскую деятельность и зарегистрировались в качестве предпринимателей  129 субъектов, что на 17 субъектов больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Снявшихся с регистрации 93  человека, что меньше на 14 человек по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.

          В целом отраслевая структура распределения индивидуальных предприятий сложилась следующим образом:

- торговля – 40,5%,

- сельское хозяйство – 10,4%,

- производство – 2,8%

- транспорт – 16%,

- услуги – 27,5%,

- лесозаготовки – 2,8%.

В секторе занято более 3000 человек. Оборот малых предприятий, в том числе микро составил 2,3 млрд. рублей или 120% к аналогичному периоду прошлого года.

          За январь-декабрь 2021 субъектами малого и среднего предпринимательства создано 260 новых рабочих мест.

Рабочие места созданы в таких отраслях как:

- торговля и общественное питание – 42 (16,2%)

- сельское хозяйство – 17(6,5%)

- услуги прочие – 3 (1,2%)

- строительство – 8 (3,1%)

- лесоводство – 8 (3,1%)

- производство – 18 (6,9%)

- самозанятость – 164 (63,1%)

Важнейшим сектором экономики района является потребительский рынок, представляющий собой разветвленную сеть предприятий торговли, общественного питания и сферы услуг.

Достаточно высока предпринимательская активность субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли и общественного питания. В настоящее время на долю субъектов малого и среднего предпринимательства  приходится  50% объема оборота розничной торговли (с учетом розничных рынков) и общественного питания.

Потребительский рынок района имеет достаточно высокую степень товарного насыщения и положительную динамику развития. Объем товарооборота  розничной  торговли   по итогам 2021 года  составил 1187 813 тыс. рублей или  122,5 %  к уровню 2020 года.

За первое полугодие 2022 года оборот розничной торговли составил 642074 тыс. рублей или 123,7% к аналогичному периоду прошлого года.          Одним из социальных критериев устойчивого развития района являются доходы населения.  . В  рамках исполнения поручения  Губернатора Ульяновской области А.Ю. Русских в 2021 году  в районе создана комиссия  по повышению уровня заработной платы под председательством Главы администрации. Согласно графику проводится еженедельная работа по повышению зарплаты. На текущий момент заключено  108 соглашений с работодателями:  64 – в прошлом году и 44 – в текущем году. Охвачено  более 700 человек.

          Проводимая работа  освещается еженедельно  в СМИ, в социальных сетях.

          Размер среднемесячной начисленной заработной платы работников в целом по району по итогам 5  месяцев  2022 года составил – 29585,1 рублей  или 107,6% к уровню прошлого года.

          Размер заработной платы в разрезе отраслей:

- сельское, лесное хозяйство – 32985  рубля  ( 186,2%)

- обрабатывающие производства – 24318 рублей ( 136,4%)

- обеспечение электрической энергией, газом и паром – 31672 рублей (112,2%)

-водоснабжение - 29920 рублей  (130,5%)

-торговля – 27774  рублей  (115%)

-транспортировка и хранение – 39668 рубля  (141%)

- образование –  24753  рублей (105,6%)

-здравоохранение – 27449  рублей (107%)

- культура - 25858 рубля (100,9%)

      Ведется работа с налогоплательщиками по ликвидации задолженности и соответственно по возможной уплате налогов и сборов в бюджет района.

      За 2021 год  проведено 22  заседания комиссии по увеличению поступлений доходов в консолидированный бюджет и укреплению дисциплины оплаты труда. В ходе работы комиссии были заслушаны 89 должников. В результате проведенной работы в консолидированный бюджет муниципального  района  поступило  недоимки  7231,8 тыс. рублей ( НДФЛ - 2389 тыс. рублей, УСНО - 3873 тыс. рублей, ЕНВД - 276 тыс. рублей, ЕСХН - 202 тыс. рублей, земельный налог - 491,5 тыс. рублей).

           Следует отметить тот факт, что официальные показатели среднемесячной заработной платы не всегда отражают реальную картину. Администрацией  района  совместно с контрольно-надзорными органами  в 2021 году  принимались действенные меры по  борьбе с неформальной занятостью.         В районе проведено   101 заседание рабочей группы по снижению неформальной занятости, в которых участвовало  356 работодателей,  где рассмотрены факты  неоформленных трудовых отношений с работниками.

        На еженедельной  основе в рамках закрепления зон локализации проводится инвентаризация  территории на предмет выявления неформальной занятости. За 2021 год проведен мониторинг 369 субъектов предпринимательской деятельности В рамках межведомственного взаимодействия было выявлено 462 нарушения.    По результатам проведенной совместной работы все нарушения были устранены, в том числе 39 работодателей заключили трудовые договора с 58 работниками, 56 работодателей заключили 143 дополнительных соглашений по повышению заработной платы до уровня МРОТ. Экономический эффект предположительно составил – 288 тыс.рублей.     Работа в данном направлении продолжается и в 2022 году.

Ситуация на рынке труда в 2020-2021 годах была  непростая. Введение режима повышенной готовности в связи с распространением коронавируса, а также меры защиты, принятые на федеральном уровне, привели к росту зарегистрированной безработицы.

Но несмотря на непростую ситуацию в экономике района уровень регистрируемой безработицы относительно невысок. На конец 2021 года в районе было  зарегистрировано в качестве безработных 18 человек, уровень безработицы составил 0,18%, что в 3,5 раза ниже значения показателя в целом по области.

По состоянию на 01 августа  2022 года уровень безработицы составляет 0,31%, что вдвое ниже областного уровня. Количество официально зарегистрированных безработных 30  человек.  Рост  связан с введением санкций  против  РФ, прекращением  работы  предприятий.

Залогом успешного развития экономики является реализация инвестиционных проектов.     Учитывая, что привлечение крупных внешних инвестиций в промышленность района осложнено наличием более привлекательных портовых и промышленных зон Заволжья, было принято решение развивать наши сильные стороны – отрасль сельского хозяйства.

       Наши ресурсы роста  в этой отрасли - реализация инвестиционных проектов  и  создание новых крестьянско-фермерских хозяйств.

   Среди  крупных инвестпроектов  можно обозначить:

          Строительство базы для подработки и хранения продукции растениеводства в с. Сосновка. Общий объем инвестиций более 90 млн.рублей. Реализация данного проекта позволит увеличить валовое производство сельскохозяйственной продукции в районе на 50 млн.рублей.

          Строительство животноводческого комплекса на 400 голов дойного стада КРС в с. Поповка. Общий объем инвестиций более 100 млн.рублей. Реализация проекта позволит в два раза увеличить (с 2,5 до 5 тонн/сутки) переработку молока и обеспечить качественной и натуральной продукцией жителей района и области в целом.

          В д. Тамбы Майнского района реализуется 2 инвестиционных проекта:

-КФХ Козлов В.Д.  строительство овцеводческой фермы 

-КФХ Варламова Н.В. по производству мяса КРС.

 Общий  объем инвестиций 30 млн. рублей.

Для создания устойчивого экономического развития района одной из важнейших целей становится вовлечение в экономический оборот земельных участков и муниципального имущества, повышение эффективности их использования.  За последние 5 лет в оборот введено 4993 гектар. Планируется за 3 ближайших года ввести дополнительно более 1600 га раннее неиспользуемых земель, что позволит довести посевную площадь в районе до 97 000 га, увеличить производства сельхозпродукции на 5% и получить дополнительно в бюджет района налогов в размере более 0,5 млн.рублей. Полученные дополнительные денежные средства будут направлены на развитие социальной сферы.

          По данным за 2021 год объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения района составил   28,9 тыс. рублей, что выше на 17% показателя 2020 года.

          В развитие экономики и социальной сферы за счет всех источников финансирования по полному кругу организаций и предприятий вложено более  606  млн. рублей , это 114%  к уровню  2020  года.

Наибольшую долю (75%) в общем объёме занимают вложения в машины, оборудование, транспорт, инвентарь - 455,3 млн. рублей,  вложения в нематериальные активы -  5% или 30 млн. рублей,  инвестиции в строительство (20% ) – 121  млн.рублей

          Предприятиями и организациями (без субъектов малого предпринимательства и объёма инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) использовано 227,4 млн. рублей инвестиций в основной капитал  или  в 2 раза  больше   уровня  2020  года.

Условия для развития бизнеса в нашем муниципальном районе остаются стабильными. Поддержкой и развитием инвестиционной деятельности субъектов малого бизнеса целенаправленно занимается Центр развития предпринимательства.

С целью привлечения инвесторов в Майнский район сформирован перечень инвестиционных площадок, в настоящий момент их 15. Разработаны материалы, содержащие информацию о приоритетных направлениях развития района, которые направлены во все институты взаимодействия с бизнесом, а также размещена на официальном сайте администрации Майнского района в разделе Инвестиционная привлекательность.

Разработан совместный план работы с АНО "Центр развития предпринимательства Майнского района». Кроме того, осуществляется взаимодействие посредством обмена и предоставления информации в соответствии с поступающими запросами, поручениями, в рамках исполнения возложенных полномочий с Корпорацией развития промышленности и предпринимательства Ульяновской области, Корпорацией развития Ульяновской области, Агентством по развитию сельских территорий Ульяновской области.

          Утверждена Инвестиционная Стратегия муниципального образования "Майнский район" на 2021-2024 годы, Инвестиционное  послание  Главы администрации на 2021 год и на период до 2024 года,  план работы по развитию муниципального образования и привлечению инвестиций и индивидуальный план инвестиционного развития района.

Разработан комплект презентационных материалов с символикой района, с целью увеличения деловых контактов.

 

Раздел 2. Основные направления налоговой политики.

 

Итоги реализации налоговой политики в 2021 году
и первой половине 2022 года.

Налоговая политика на территории муниципального образования Майнский район направлена на обеспечение условий для полного и стабильного поступления в бюджет закрепленных налогов и сборов.

Увеличение доходов консолидированного бюджета Майнского района остаётся главным приоритетом налоговой политики района.

Как и в предыдущие годы проводится работа межведомственной комиссии по укреплению дисциплины оплаты труда и аналогичных комиссий, созданных в районе. На комиссии приглашаются работодатели, допускающие неуплату или неполную уплату налога на доходы физических лиц.

Так, результатом работы за 2021 год стало следующее:

- муниципальными образованиями Майнского района проводятся заседания комиссии по увеличению поступлений налоговых и неналоговых платежей;

- в целях налогового стимулирования развития район в полной мере воспользовался полномочиями, предусмотренными Налоговым кодексом Российской Федерации по усовершенствованию специальных налоговых режимов:

- введены «налоговые каникулы»;

- расширен перечень видов предпринимательской деятельности,
в отношении которых может применяться патентная система налогообложения;

В 2020 году в рамках повышения качества администрирования доходов разработана методика планирования поступлений доходов по главным администраторам бюджета (Постановление №556 от 28.07.2020г.)

Льготное налогообложение является одним из элементов стимулирования экономической деятельности организаций. При этом выпадающие доходы, обусловленные применением налоговых льгот, следует рассматривать как налоговые расходы бюджета.

В целях увеличения доходной части налоговых и неналоговых поступлений осуществляет свою деятельность служба налоговой помощи, с возложением на неё функций по организации в муниципальном образовании «Майнский район» и муниципальномо образовании «Майнское городское поселение» работы, направленной на увеличение налогового и неналогового потенциала, поиску резервов повышения налоговой базы.     Проводятся «Марафоны развития финансовой грамотности и налоговой культуры» с участием сотрудников администрации района, ведущих специалистов муниципальных образований, представителей службы налоговой службы, пенсионного фонда, центра занятости населения, банков.

Для оказания помощи, субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, планирующим стать предпринимателями, по вопросам связанным с налогообложением проведены обучающие семинары, круглые столы, в том числе на темы «Изменения в налоговом законодательстве», «Легализация трудовых отношений».

 

Цели и задачи налоговой политики Майнского района на 2023
и на плановый период 2024 и 2025 годы.

Основными целями налоговой политики Майнского района в 2023 году и плановом периоде 2024 и 2025 годы являются сохранение бюджетной устойчивости и рост доходов бюджетов бюджетной системы Майнского района за счёт:

1) стимулирования (привлечения) инвестиций;

2) создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства;

3) совершенствования администрирования доходов местных бюджетов муниципального образования Майнского района и консолидация усилий органов исполнительной власти всех уровней в целях повышения качества налогового администрирования по налогам, формирующим доходную часть консолидированного бюджета;

Одним из мощных инструментов повышения качества администрирования налогов, повышения налоговой грамотности и дисциплины для Майнского района являются проводимые на территории муниципального образования «Марафоны развития финансовой грамотности и налоговой культуры». Успешно практикуется работа «Службы налоговой помощи». Основной идеей и платформой для реализации данного проекта является консолидация совместных усилий органов местного самоуправления, органов государственной власти Ульяновской области и территориальных подразделений федеральных структур, в функции которых в той или иной степени входит работа с налоговым потенциалом района с целью повышения уровня налоговой и финансовой грамотности граждан, укрепления налоговой дисциплины организаций, ИП и граждан.

Акции проводятся ежемесячно, синхронизируя и взаимодополняя мероприятия вовлеченных структур.

Механизм межведомственного взаимодействия по вопросам налоговой помощи и финансовой грамотности населения Майнского района позволяет:

вскрыть резервы увеличения доходной части консолидированного бюджета Майнского района;

сформировать в районе фундамент «профессионального гражданина», владеющего знаниями финансово-налогового законодательства и активно пользующегося ими.

Система регулярных мероприятий, направленная на повышение налоговой дисциплины и финансовой грамотности населения, бизнес - сообщества осуществляется на основе обратной связи (запрос-ответ),
это позволяет «дойти до каждого налогоплательщика», выяснить проблемы,
с которыми он сталкивается, помочь с их решением и таким образом выстроить качественную систему работы по сбору налогов.

Управление доходами на уровне муниципального образования осуществляется в рамках работы единого коллегиального органа - Межведомственных комиссии муниципального образования по увеличению поступлений доходов в консолидированный бюджет и укреплению дисциплины оплаты труда.

 

Основные характеристики консолидированного бюджета МО «Майнский район» на 2023-2025 годы.

Расчёты доходной части консолидированного бюджета Майнского района на 2023-2025 годы произведены исходя из действующего налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации, Ульяновской области,  в соответствии с основными направлениями «Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Майнский район». При планировании учтены изменения законодательства, вступающие в силу с начала очередного финансового года.

Исходной базой для разработки проекта консолидированного бюджета являются показатели на текущий год с учётом ожидаемого исполнения; предложения главных администраторов доходов; оценка ожидаемого поступления налогов и других обязательных платежей в текущем году с учётом основных параметров прогноза социально-экономического развития района.

 

Раздел 3. Основные направления бюджетной политики муниципального образования «Майнский район» и муниципального образования «Майнское городское поселение»  на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годы.

При подготовке Основных направлений бюджетной политики были учтены Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2024 года, Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Майнский район» на период  до 2030 года, муниципальных программ МО «Майнский район».

Целью Основных направлений бюджетной политики является определение условий, принимаемых для составления проекта бюджета муниципального образования «Майнский район» и муниципального образования «Майнское городское поселение» на 2023 год, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджетов на очередной финансовый год.

В 2023 – 2025 годах решение задач социально-экономического развития муниципального образования «Майнский район» и муниципального образования «Майнское городское поселение» будет осуществляться в условиях преемственности курса бюджетной политики, на обеспечение макроэкономической стабильности, сбалансированности и устойчивости бюджета.

Исходя из текущей экономической ситуации и задач, поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации, бюджетная политика в 2023-2025 годах  будет направлена на решение следующих задач:

 Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального образования «Майнский район» и муниципального образования «Майнское городское поселение» .

Задача обеспечения сбалансированности бюджета муниципального образования – ключевая. Уже в текущем году особенно остро чувствуется проблема нехватки средств в условиях сокращения поступлений доходов при росте обязательных расходов на реализацию указов Президента Российской Федерации. В этих условиях единственно верной стратегической линией бюджетной политики является не рост расходов, а повышение их эффективности, в том числе переориентация бюджетных ассигнований в пользу приоритетных направлений и проектов, нацеленных на развитие человеческого капитала и инфраструктуры, определенных в Национальных проектах, во взаимосвязи со структурными изменениями, достижениями целевых показателей в соответствующих сферах, зафиксированных в планах таких преобразований («дорожных картах»).

 

Основными направлениями работы по обеспечению сбалансированности бюджета по-прежнему будут:

-обеспечение стабильности налоговых поступлений в консолидированный и бюджет муниципального образования «Майнский район»;

-повышение эффективности расходов, в том числе за счёт перераспределения бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений государственной политики;

Основным инструментом решения задачи по обеспечению сбалансированности бюджета муниципального образования «Майнский район» и муниципального образования «Майнское городское поселение» является реализация ежегодно обновляемого и утверждаемого постановлением  Плана мероприятий, направленных на повышение темпов роста экономики и обеспечение социальной стабильности муниципального образования «Майнский район» и муниципального образования «Майнское городское поселение», увеличение доходов и оптимизацию расходов муниципального образования «Майнский район» и муниципального образования «Майнское городское поселение».

Бюджет как основной инструмент экономической политики района призван активизировать в предстоящие годы структурные изменения в экономике. Необходимо приведение уровня бюджетных расходов в соответствие с новыми реалиями, оптимизация структуры бюджетных расходов в целях мобилизации ресурсов на приоритетные направления.

Ограничение объёмов расходов и дефицита – это не только вопрос устойчивости муниципального бюджета, это вопрос общего экономического равновесия. Поэтому долгосрочным ориентиром в бюджетной политике должен выступать уровень бюджетных расходов, соответствующий реальным доходам муниципального бюджета.

 

Основными инструментами повышения эффективности бюджетных расходов в 2023-2025 годах будут:

-повышение эффективности и результативности имеющихся инструментов программно-целевого управления и бюджетирования;

-создание условий для повышения качества предоставления государственных услуг;

-повышение эффективности процедур проведения государственных закупок;

-совершенствование процедур предварительного и последующего контроля, в том числе уточнение порядка и содержания мер принуждения за нарушения в финансово-бюджетной сфере.

Главным инструментом, который призван обеспечить повышение результативности и эффективности бюджетных расходов, ориентированности на достижение целей районной политики, остаются муниципальные программы Майнского района.

Развитие методологии разработки муниципальных программ, повышение эффективности их реализации будет продолжено по следующим направлениям:

-обязательное отражение в муниципальных программах показателей стратегических документов регионального и федерального уровней и их целевых значений, что должно обеспечить полное соответствие муниципальных программ приоритетам государственной и региональной политики;

-повышение качества планирования значений целевых показателей муниципальных программ;

-обеспечение полноты отражения всего комплекса мер и инструментов государственной политики (налоговых льгот, мер тарифного регулирования, нормативного регулирования, участие в управлении организациями и предприятиями);

-определение объёмов финансирования муниципальных программ за пределами однолетнего бюджета в соответствии с долгосрочным бюджетным прогнозом;

-проведение комплексной оценки эффективности муниципальных программ, включающей оценку эффективности их реализации и оценку качества планирования каждой муниципальных программы. Результаты такой оценки должны учитываться при формировании параметров финансового обеспечения муниципальных программ на дальнейшую перспективу.

В рамках повышения эффективности оказания государственных и муниципальных услуг будет продолжена работа по созданию стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств. Учитывая, что оптимизация бюджетной сети муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области и муниципального образования «Майнское городское поселение» была произведена в рамках антикризисных мероприятий и мероприятий по поэтапному повышению оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, основными мероприятиями по решению задачи станут:

- вывод непрофильных функций муниципальных учреждений на аутсорсинг;

- сокращение численности персонала муниципальных учреждений на основе перераспределения функциональных обязанностей и нагрузки на сотрудников;

- повышение эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом (в том числе передачи части площадей в аренду, консервации свободных площадей).

Предстоит дальнейшее совершенствование и проведение углубленного анализа нормативных затрат на оказание муниципальных услуг в целях выявления существенной дифференциации в стоимости однотипных государственных услуг и принятия мер по оптимизации затрат на их оказание. Требуют решения вопросы оптимизации затрат на содержание имущества, непосредственно не связанного с оказанием муниципальных услуг. С 2017 года по нормативу затрат должна быть рассчитана стоимость работ (ранее она определялась сметным методом).

 

Дальнейшая реализация проекта «Открытый бюджет».

Бюджетная политика осуществляется в интересах общества. Успех её реализации зависит не только от действий тех или иных органов власти, но и от того, в какой мере общество понимает эту политику, разделяет цели, механизмы и принципы её реализации.

В рамках дальнейшей реализации проекта «Открытый бюджет»
с 2014 года значительно расширена сфера информирования населения о бюджете муниципального образования «Майнский район» и муниципального образования «Майнское городское поселение» , в том числе через опубликование «Бюджета для граждан» на официальном сайте администрации муниципального образования «Майнский район».

Основной целью «Бюджета для граждан» является предоставление населению актуальной информации о бюджете и его исполнении в объективной, заслуживающей доверия и доступной для понимания форме.

В 2023 году продолжится реализация на территории муниципального образования «Майнский район» проекта «Инициативное бюджетирование-2023» (проект партиципаторного бюджетирования).

Реализация данного проекта заключается в распределении части средств местного бюджета при помощи бюджетной комиссии, состоящей из жителей муниципального образования. Цель данного проекта – развитие эффективной системы взаимодействия власти и общества в бюджетной сфере.

Внедрение нового механизма дает возможность гражданам принять участие в распределении бюджетных средств, оказывать прямое влияние на политику органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Проект «Инициативное бюджетирование» обеспечивает прямую связь жителей и местной власти через создаваемую бюджетную комиссию, при этом обеспечивается открытость административной работы. Не только члены бюджетной комиссии, но и прочие граждане получат возможность узнать, как и почему принимаются решения по расходованию средств бюджета. Это даёт возможность гражданам стать полноправными участниками планирования бюджета.

В 2023–2025 годах будет продолжена работа по поиску новых форм информирования населения о бюджете муниципального образования «Майнский район».

 

Развитие системы финансового контроля.

Совершенствование внутреннего финансового контроля на территории муниципального образования «Майнский район» должно быть ориентировано на оценку эффективности бюджетных расходов.

Усиление контрольной работы за получателями средств бюджета по предварительному, текущему и последующему контролю с целью минимизации расходов бюджета, исключения нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств.

С целью предотвращения неправомерного расходования бюджетных средств, необходимо продолжить реализацию принципа неотвратимости наказаний за совершение финансовых нарушений.

Для решения изложенных задач в 2023 – 2025 годах будут реализовываться следующие мероприятия:

1. Повышение эффективности оказания муниципальных услуг.

В рамках решения данной задачи будет продолжена работа по созданию стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств (в том числе при размещении заказов и исполнении обязательств), сокращению доли неэффективных бюджетных расходов.

2. Обеспечение безусловного исполнения социальных Указов Президента Российской Федерации, в том числе повышение заработной платы работникам муниципальных учреждений, исходя из параметров повышения, установленных в планах мероприятий изменений в отраслях социальной сферы («дорожных картах»).

3. Мониторинг деятельности муниципальных учреждений с целью оптимизации их расходов.

При этом бюджетная политика муниципального образования «Майнский район» и муниципального образования «Майнское городское поселение» в 2023–2025 годы будет направлена на улучшение условий жизни жителей муниципального образования «Майнский район» и муниципального образования «Майнское городское поселение», повышение качества  муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития района.

Исходя из задач, поставленных для бюджетов всех уровней Президентом России в своем послании о бюджетной политике в 2023–2025 годах для бюджета муниципального образования «Майнский район» и муниципального образования «Майнское городское поселение»можно определить основные ключевые направления на 2023–2025 годы:

– оптимизация структуры расходов бюджета муниципального образования через выявление резервов и перераспределение в пользу приоритетных направлений и проектов, прежде всего обеспечивающих решение поставленных задач и создающих условия для экономического роста;

– развитие программно-целевых методов управления с определением приоритетов и оценкой содержания муниципальных программ при имеющихся реальных возможностях бюджета муниципального образования;

– повышение качества предоставляемых муниципальных услуг в социально значимых для населения сферах;

– оптимизация сети муниципальных учреждений путем реорганизации учреждений, ориентированных на оказание преимущественно платных услуг, а также учреждений, деятельность которых не соответствует полномочиям органов местного самоуправления.

Указанные приоритеты должны реализовываться при прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса.

Бюджетная политика будет нацелена на улучшение условий жизни в муниципальном образовании «Майнский район» и муниципальном образовании «Майнское городское поселение», повышение качества муниципальных услуг.

____________