Вернуться к обычному виду

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 21 декабря 2021 г. №1206 Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования «Майнский район» на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годы



Администрация муниципального образования «Майнский район»

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

21 декабря 2021 г.

1206

 

Экз. №

 

р.п.Майна

 

 

Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования «Майнский район» на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годы

 

         В целях разработки решения Совета депутатов муниципального образования «Майнский район» «О бюджете муниципального образования «Майнский район» на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годы» в соответствии с Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Майнский район», утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования «Майнский район» от 16.03.2016 № 45/24 Администрация муниципального образования «Майнский район»                             п о с т а н о в л я е т :

         1. Утвердить Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования «Майнский район» на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годы (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после его обнародования.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

 

 

 

Глава администрации района                                                           О.В.Шуенков


УТВЕРЖДННЫ

 

постановлением администрации

муниципального образования

«Майнский район»

21.12.2021 г. №1206

 

 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

муниципального образования «Майнский район»

на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годы

 

 

Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования «Майнский район» на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годы (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики) разработаны с учетом стратегических целей, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития МО «Майнский район»  до 2024 года, муниципальных программ МО «Майнский район» (далее – муниципальные программы). 

Целью Основных направлений бюджетной политики является описание основных подходов к формированию проекта бюджета МО «Майнский район» на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годы, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.

 

Раздел 1. Основные параметры экономики МО «Майнский район» в 2020-2021 году и на плановый период 2022-2024 годы

 

В социально-экономическом развитии нашего района сохраняются положительные тенденции. Рост хозяйственной активности имеет место в большинстве основных видов экономической деятельности. Отражением общего состояния экономики служат результаты деятельности предприятий и организаций, работающих на территории района.

Оборот организаций по всем видам экономической деятельности составил    1 млрд. 423 млн. рублей, что составляет 102% к уровню 2019 года.

Полным кругом организаций – производителей отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силам

на сумму 2 млрд. 895 млн. рублей, что составляет  139% к  уровню 2019  года.

Обрабатывающие производства занимают значительное место в структуре отгрузки промышленной  продукции  и составляют  35 % в общем объеме производства, на производство и распределение тепловой энергии, газа и воды приходится 19%.

На долю сельского хозяйства приходится более 40% общего объема отгруженной продукции по району.

Ключевой задачей экономики района является развитие промышленности.

Промышленность на территории МО «Майнский район» представлена следующими видами экономической деятельности:

- производство пищевых продуктов;

- текстильное и швейное производство;

- обработка древесины и производство изделий из дерева;

Более 10% занятого населения муниципального образования «Майнский район» трудится на промышленных предприятиях.

Градообразующими предприятиями района являются ООО «Химтекс»,   АО «Майнский элеватор».

ООО «Химтекс» - выпускает продукцию  для предприятий нефтегазовой  промышленности,  МЧС, жилищно-коммунального хозяйства. Общий объем инвестиций более 120 млн. рублей.

Среднесписочная численность персонала составляет  203 человека.

Среднемесячная заработная плата за январь - декабрь 2020 года  – 19065 рублей  (рост на 27,5 % по сравнению с аналогичным периодом 2019г. – 14948 рублей).

Объём отгруженной продукции за январь - декабрь 2020 года составил  181517 тыс. руб. (увеличение  на 13,5% по сравнению с аналогичным периодом 2019).

Уплачено налогов в консолидированный бюджет за январь - декабрь 2020  года  6462 тыс. руб. (рост на 31% по сравнению с аналогичным периодом 2019).

ООО «Майнский элеватор»  

Среднесписочная  численность  персонала  31 человек.

Среднемесячная заработная плата за январь - декабрь 2020 года  – 16964 рубля.

Объём отгруженной продукции за январь - декабрь  2019 года составил 167580 тыс. рублей

Уплачено налогов в консолидированный бюджет за январь - декабрь 2019 года  24885 тыс. рублей.

ООО «Элеватор Майна»  

Среднесписочная численность персонала составляет  20 человек.

Среднемесячная заработная плата за январь - декабрь 2020 года  – 17197 рублей, темп роста  101%  к уровню прошлого года.

Объём отгруженной продукции за январь - декабрь  2020  года составил 81770 тыс. рублей или 112,7% к уровню прошлого года.

Уплачено налогов в консолидированный бюджет за январь - декабрь 2020 года  10485 тыс. рублей.

До 2024 года ожидается рост промышленного производства, в результате объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами увеличится по сравнению с 2020 годом на 5%. Общий прирост будут определять обрабатывающие производства, предприятия пищевой отрасли, текстильное и швейное производства, обработки древесины и производства изделий из дерева.

От эффективности работы агропромышленного комплекса зависит экономическая и социальная стабильность района в целом.

За 2020 год выручка от реализации всей продукции у сельхозтоваропроизводителей составила 1713,0 млн. рублей, что на 48% больше уровня 2019 года. При этом доля реализации крестьянских фермерских хозяйств составила 44%.  Получена прибыль в размере 369 млн. рублей, что  в 2,3 раза больше прошлого 2019 года.

В сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских фермерских хозяйствах за 2020 год произведено 544 тонн мяса, или 51% к уровню  прошлого года. Реализовано скота, и птицы на убой в живом весе 266 тонны, что составляет 49% к уровню прошлого года. За 2020 год произведено молока  2251 тонн, или  на 1 % больше уровня 2019 года. Надой молока в этих категория на 1 фуражную корову составил 3956 килограммов – это больше на 583 кг к  уровню прошлого 2019 года, среднесуточный привес на молодняке крупнорогатого скота составляет 482 грамма.

Поголовье КРС по району в хозяйствах всех категорий составляет 4243 голов, или 102% уровню прошлого года, в т. ч. коров 1874 голов, что составляет 101% к уровню 2019 года. Численность свиней составляет 3229 голов, или 98% к уровню прошлого года, овец – 4364 голов, или 92% к уровню прошлого года.

Особое внимание руководителями сельхозпредприятий района уделяется техническому перевооружению.

В 2020 году приобретено 46 единиц новой сельскохозяйственной техники и оборудования, из них 15 тракторов, 2 посевных комплекса, 10-комбайнов, 1 сеялка, 2 культиватора, 2 погрузчика и другой сельскохозяйственный инвентарь. Общая  сумма  финансирования составила 288 млн. рублей, что в 2 раза больше уровня прошлого 2019 года.

Динамичному развитию отрасли способствовала субсидированная государственная поддержка. Общая сумма государственной поддержки развития  сельского  хозяйства сельскохозяйственным  товаропроизводителям  Майнского района  в рамках реализации целевых программ 2020 года составила 103,6 млн. в том числе из федерального бюджета 69,0 млн. рублей, из областного бюджета 34,6 млн. рублей. Сумма полученных субсидий увеличилась на 21% к уровню 2019 года.

Важнейшая составляющая экономике нашего района – малый и средний бизнес.

Малое и среднее предпринимательство – это сектор экономики, во многом определяющий темпы экономического роста, структуру экономики района и состояние занятости населения, который, к сожалению, не в полном объёме подпадает под статистическое наблюдение и поэтому не отражает фактического состояния дел.

2020 год был особенным. Пандемия коронавируса затронула практически все  отрасли экономики района, но основная нагрузка пришлась на представителей малого и среднего предпринимательства. Малый бизнес составляет треть экономики района, в нем занята треть всего работающего населения района, на сектор малого бизнеса приходится одна третья часть получаемых районом налогов.

Чтобы не допустить массовых закрытий среди субъектов малого и среднего предпринимательства, в регионе действовали и продолжают  реализовываться пять пакетов антикризисной поддержки, куда вошли налоговые льготы, компенсация затрат на аренду и коммунальные услуги, льготные займы, рефинансирования кредитов на льготных условиях, мораторий на проверки. В денежном выражении нашим предпринимателям за 2020 год было оказано мер государственной поддержки на сумму свыше 4,5 миллионов рублей, что снизило финансовую нагрузку и позволило поддержать 185 субъектов бизнеса.    

По итогам 2020 года   в районе  осуществляют свою деятельность 492  субъекта  малого и среднего предпринимательства, что на 24% больше 2019 года. В секторе занято более 2590 человек. Создавая новые рабочие места ( а это 244 места в 2020 году ), обеспечивая население товарами и услугами, участвуя в решении важных для общества вопросов, предприниматели вносят заметный вклад в социально-экономическую стабильность района. В бюджет района  от субъектов предпринимательства в виде налогов  поступило  22,8  млн. рублей, что на 1,7 млн. рублей больше, чем в  2019 году. Уровень поступлений на протяжении последних лет остается стабильным.

В 2020 году субъектами малого и среднего предпринимательства создано 244  новых рабочих места. Рабочие места созданы в таких отраслях как:

- торговля – 67 (27,5%)

- сельское хозяйство – 45 (18,4%)

-грузоперевозки, транспорт, такси - 19 (7,8%)

- образование –2 (0,8%)

-общественное питание - 7 (2,9%)

-производство -4 (1,6%)

-лесоводство - 1 (0,4%)

- самозанятость - 51 (20,9%)

Важнейшим сектором экономики района является потребительский рынок, представляющий собой разветвленную сеть предприятий торговли, общественного питания и сферы услуг.

Достаточно высока предпринимательская активность субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли и общественного питания. В настоящее время на долю субъектов малого и среднего предпринимательства  приходится  50% объема оборота розничной торговли (с учетом розничных рынков) и общественного питания.

Потребительский рынок района имеет достаточно высокую степень товарного насыщения и положительную динамику развития. Объем товарооборота  розничной  торговли   составил 970,2  млн. рублей или  105,5 к уровню 2019 года.

Потребительский комплекс района  включает  в себя 219 объектов, из них:

- 203 объекта торговли

 -16 предприятий общественного питания.

В целях поддержки местных товаропроизводителей активно развивается ярмарочная торговля. Но в 2020 году в связи с распространением новой коронавирусной инфекции  проведение ярмарок было запрещено. За 2019 год на  территории района  были организованы 9 сельскохозяйственных ярмарок, сумма выручка от реализации продукции составила более 6 млн. рублей, а также 12  производителей района приняли участие  в 21 областной сельскохозяйственной ярмарке.

Залогом успешного развития экономики является реализация инвестиционных проектов, существенная активизация инвестиционной деятельности.  Обеспечение  темпов  устойчивого экономического роста района администрация видит за счёт его инвестиционной привлекательности.

В настоящее время активно осуществляется работа по формированию инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов. Проводится ревизия свободных земельных участков для реализации инвестиционных проектов, в том числе промышленных.

Условия для развития бизнеса в нашем муниципальном районе остаются стабильными. Поддержкой и развитием инвестиционной деятельности субъектов малого бизнеса целенаправленно занимается Центр развития предпринимательства.        В 2021 год продолжается работа по подготовке бизнес-проектов потенциальных участников регионального конкурсного отбора (5 человек -проекты в сфере животноводства - разведение КРС, птицеводства, овощеводства, производство грибов )

Приоритетными сферами для привлечения инвестиций остаются: сельское хозяйство и переработка .   Здесь в числе направлений активизация работы по пространственному развитию территорий. Определение «точек роста»  в районе, продвижение перспективных инвестиционных площадок для создания новых производств.

У Майнского района есть для этого значительные возможности, такие как  наличие  свободных земельных участков для инвесторов.

Отмечается рост инвестиций в основной капитал. В общем рейтинге районов Ульяновской областиранжированных по уровню выполнения плана по объему инвестиций в основной капитал по итогам 2020 года  Майнский район занимает 2-е место.

По результатам  работы  за 2020 года в Майнском районе реализовано 6 проектов с общим объёмом инвестиций 33,7 млн. рублей, создано 11 новых рабочих  мест.

При сопровождении муниципального Центра развития предпринимательства реализуются 19 инвестиционных проектов с общим объёмом инвестиций 560 млн. руб., планируется создание 118  новых рабочих мест:

- ИП Николаева реализует проект по открытию кафе, объем инвестиций пока 1,5 млн.рублей, идет ремонт помещения в с. Репьевка Колхозная, создание на начальном этапе не менее 3 рабочих мест.

-  ИП Тиханова реализует проект по открытию швейного цеха, объем инвестиций 1млн. рублей, закуплено швейное оборудование. В р.п. Игнатовка  открытие  швейного  цеха и создание на начальном этапе не менее 12 рабочих мест.

- ИП Варламова Н.В. реализует проект по созданию предприятия по производству мяса КРС. Планируется приобретение кормораздатчика, стоимостью 1,8 млн.руб. и приобретение поголовья КРС на сумму 2,7 млн.руб. Общий объем инвестиций 4,6 млн.руб., планируется создание 2 рабочих мест.

-ССПК «Сады Елизаветы» реализует проект по возделыванию многолетних плодово-ягодных культур. Планируется приобретение саженцев облепихи. Общий объем инвестиций 11 млн.руб., планируется создание 2 рабочих мест.

- ООО «Диатом Поволжье» реализует проект по разработке месторождения циолита, строительства завода по производству минеральных удобрений в с.Юшанское. Общий объем инвестиций 100 млн.руб., планируется создание 15 рабочих мест.

- ИП Маргарян Л.А ведется строительство 2-х  этажного здания пиццерии и кондитерского цеха, планируемый объем инвестиций 10 млн.руб., а также создание 5 рабочих мест.

- ООО «Дорстрой» , руководитель Аванесян Г.С., реализуется проект по  строительству Базы отдыха, планируемый объем инвестиций 100 млн.руб., создание  рабочих мест.

- ИП Куприянов, с.Уржумское ведется строительство станции технического обслуживания. Объем инвестиций 1 млн. Планируется создание 2 рабочих мест.

- ООО «Симбирский мясной двор», общий объем инвестиций 90 млн.руб.,  планируется строительство базы для переработки и хранения продукции растениеводства, планируется создание 8 рабочих мест.

- ООО «РусКитЛес», реализует проект в отрасли деревообрабатывающего производства на приобретение оборудования, объем инвестиций 120 млн.руб. планируется создание 35 рабочих мест.

ИП Князев Д.Е. реализует проект по возделыванию многолетних плодово-ягодных культур. Планируется приобретение саженцев облепихи. Общий объем инвестиций 4 млн.руб., планируется создание 2 рабочих мест.

ИП Кудряшов  реализует проект по строительству АГЗС в р.п.Майна на ул.Красноармейская. В настоящий момент подготовлена площадка для установки оборудования. Общий объем инвестиций 3 млн.руб., планируется создание 4 рабочих места.

ИП КФХ Ашаханов П.С. с.Поповка приступил к реализации  проекта  по строительству животноводческого комплекса на 400 голов дойного стада КРС. Общий объем инвестиций планируется около 100 млн.руб., планируется создать 8 рабочих мест.

ИП Мурадов М. реализует проект по созданию предприятия по производству молока КРС. приобретение поголовья КРС на сумму 3,4 млн.руб. Общий объем инвестиций 3,4 млн.руб., планируется создание 2 рабочих мест.

С целью привлечения инвесторов в Майнский район сформирован перечень инвестиционных площадок, в настоящий момент их 18. Разработаны материалы, содержащие информацию о приоритетных направлениях развития района, которые направлены во все институты взаимодействия с бизнесом: Корпорацию развития промышленности и предпринимательства для размещения на официальном сайте, в департамент продвижения региона АО «Корпорация развития Ульяновской области», в Агентство по развитию сельских территорий, а также размещена на официальном сайте администрации Майнского района в разделе Инвестиционная привлекательность.

Разработан совместный план работы с АНО "Центр развития предпринимательства Майнского района». Кроме того, осуществляется взаимодействие посредством обмена и предоставления информации в соответствии с поступающими запросами, поручениями, в рамках исполнения возложенных полномочий с Корпорацией развития промышленности и предпринимательства Ульяновской области, Корпорацией развития Ульяновской области, Агентством по развитию сельских территорий Ульяновской области.

Утверждена Инвестиционная Стратегия муниципального образования "Майнский район" на 2021-2024 годы, план работы по развитию муниципального образования и привлечению инвестиций и индивидуальный план инвестиционного развития района.

разработан комплект презентационных материалов с символикой района, с целью увеличения деловых контактов.

Одним из социальных критериев устойчивого развития района являются доходы населения.

Одним из социальных критериев устойчивого развития района являются доходы населения.

По итогам января – декабрь 2020 года размер среднемесячной начисленной заработной платы в целом по району составил по полному кругу предприятий – 26443,7 рублей, темп роста составил 107,1% к соответствующему периоду 2019 г. 

Наибольший темп роста заработной платы зафиксирован в:

в сельском хозяйстве – 157,4%

обрабатывающем производстве - 108,5%

обеспечение электрической энергией, газом и паром – 105,8%

водоснабжение, водоотведение - 110,2%

торговля - 107%

деятельность в области здравоохранения – 116%

транспортировка и хранение - 112,3%

По данным Федеральной службы государственной статистики просроченная задолженность по заработной плате отсутствует.

Рост заработной платы работников бюджетной сферы связан с планомерной политикой Правительства РФ, в результате которой ежегодно повышается заработная плата работников бюджетной сферы.

По состоянию на 01.08.2021 года по данным официальной статистики размер заработной платы в целом по району составляет 28066 рублей или 107,6% к аналогичному периоду прошлого года.

Ситуация на рынке труда в 2020 году непростая. Введение режима повышенной готовности в связи с распространением коронавируса, а также меры защиты, принятые на федеральном уровне, привели к росту зарегистрированной безработицы.

Но несмотря на непростую ситуацию в экономике района уровень регистрируемой безработицы относительно невысок. На конец 2020 года в районе зарегистрировано в качестве безработных 118 человек, уровень безработицы составил 1,16%, что в 2,5 раза ниже значения показателя в целом по области.

По состоянию на 01 октября 2021 года уровень безработицы составляет 0,44%. Количество официально зарегистрированных безработных 41 человек.

В 2021 году численность официально зарегистрированных безработных предположительно составит 31   человек, а к 2024 году –16 человек.

 

Раздел 2. Основные направления налоговой политики.

 

Итоги реализации налоговой политики в 2020 году
и первой половине 2021 года.

Налоговая политика на территории муниципального образования Майнский район направлена на обеспечение условий для полного и стабильного поступления в бюджет закрепленных налогов и сборов.

Увеличение доходов консолидированного бюджета Майнского района остаётся главным приоритетом налоговой политики района.

Как и в предыдущие годы проводится работа межведомственной комиссии по укреплению дисциплины оплаты труда и аналогичных комиссий, созданных в районе. На комиссии приглашаются работодатели, допускающие неуплату или неполную уплату налога на доходы физических лиц.

Так, результатом работы за 2020 год стало следующее:

- муниципальными образованиями Майнского района проводятся заседания комиссии по увеличению поступлений налоговых и неналоговых платежей;

- в целях налогового стимулирования развития район в полной мере воспользовался полномочиями, предусмотренными Налоговым кодексом Российской Федерации по усовершенствованию специальных налоговых режимов:

ü    введены «налоговые каникулы»;

ü    расширен перечень видов предпринимательской деятельности,
в отношении которых может применяться патентная система налогообложения;

В 2020 году в рамках повышения качества администрирования доходов разработана методика планирования поступлений доходов по главным администраторам бюджета (Постановление №556 от 28.07.2020г.)

Льготное налогообложение является одним из элементов стимулирования экономической деятельности организаций. При этом выпадающие доходы, обусловленные применением налоговых льгот, следует рассматривать как налоговые расходы бюджета.

В целях увеличения доходной части налоговых и неналоговых поступлений осуществляет свою деятельность служба налоговой помощи, с возложением на неё функций по организации в муниципальном образовании «Майнский район» работы, направленной на увеличение налогового и неналогового потенциала, поиску резервов повышения налоговой базы.     Проводятся «Марафоны развития финансовой грамотности и налоговой культуры» с участием сотрудников администрации района, ведущих специалистов муниципальных образований, представителей службы налоговой службы, пенсионного фонда, центра занятости населения, банков.

Для оказания помощи, субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, планирующим стать предпринимателями, по вопросам связанным с налогообложением проведены обучающие семинары, круглые столы, в том числе на темы «Изменения в налоговом законодательстве», «Легализация трудовых отношений».

 

Цели и задачи налоговой политики Майнского района на 2022
и на плановый период 2023 и 2024 годы.

Основными целями налоговой политики Майнского района в 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годы являются сохранение бюджетной устойчивости и рост доходов бюджетов бюджетной системы Майнского района за счёт:

1) стимулирования (привлечения) инвестиций;

2) создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства;

3) совершенствования администрирования доходов местных бюджетов муниципального образования Майнского района и консолидация усилий органов исполнительной власти всех уровней в целях повышения качества налогового администрирования по налогам, формирующим доходную часть консолидированного бюджета;

Одним из мощных инструментов повышения качества администрирования налогов, повышения налоговой грамотности и дисциплины для Майнского района являются проводимые на территории муниципального образования «Марафоны развития финансовой грамотности и налоговой культуры». Успешно практикуется работа «Службы налоговой помощи». Основной идеей
и платформой для реализации данного проекта является консолидация совместных усилий органов местного самоуправления, органов государственной власти Ульяновской области и территориальных подразделений федеральных структур, в функции которых в той или иной степени входит работа с налоговым потенциалом района
с целью повышения уровня налоговой и финансовой грамотности граждан, укрепления налоговой дисциплины организаций, ИП и граждан.

Акции проводятся ежемесячно, синхронизируя и взаимодополняя мероприятия вовлеченных структур.

Механизм межведомственного взаимодействия по вопросам налоговой помощи и финансовой грамотности населения Майнского района позволяет:

·     вскрыть резервы увеличения доходной части консолидированного бюджета Майнского района;

·     сформировать в районе фундамент «профессионального гражданина», владеющего знаниями финансово-налогового законодательства и активно пользующегося ими.

Система регулярных мероприятий, направленная на повышение налоговой дисциплины и финансовой грамотности населения, бизнес - сообщества осуществляется на основе обратной связи (запрос-ответ),
это позволяет «дойти до каждого налогоплательщика», выяснить проблемы,
с которыми он сталкивается, помочь с их решением и таким образом выстроить качественную систему работы по сбору налогов.

Управление доходами на уровне муниципального образования осуществляется в рамках работы единого коллегиального органа - Межведомственных комиссии муниципального образования по увеличению поступлений доходов в консолидированный бюджет и укреплению дисциплины оплаты труда.

Основные характеристики консолидированного бюджета МО «Майнский район» на 2022-2023 годы.

Расчёты доходной части консолидированного бюджета Майнского района на 2022-2024 годы произведены исходя из действующего налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации, Ульяновской области,  в соответствии с основными направлениями «Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Майнский район». При планировании учтены изменения законодательства, вступающие в силу с начала очередного финансового года.

Исходной базой для разработки проекта консолидированного бюджета являются показатели на текущий год с учётом ожидаемого исполнения; предложения главных администраторов доходов; оценка ожидаемого поступления налогов и других обязательных платежей в текущем году с учётом основных параметров прогноза социально-экономического развития района.

 

Раздел 3. Основные направления бюджетной политики муниципаль-ного образования «Майнский район» на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годы.

При подготовке Основных направлений бюджетной политики были учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2024 года, Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Майнский район» на период  до 2030 года, муниципальных программ МО «Майнский район».

Целью Основных направлений бюджетной политики является определение условий, принимаемых для составления проекта бюджета муниципального образования «Майнский район» на 2022 год, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров районного бюджета на очередной финансовый год.

В 2022 – 2024 годах решение задач социально-экономического развития муниципального образования «Майнский район» будет осуществляться в условиях преемственности курса бюджетной политики, на обеспечение макроэкономической стабильности, сбалансированности и устойчивости бюджета.

Исходя из текущей экономической ситуации и задач, поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации, бюджетная политика в 2022-2024 годах  будет направлена на решение следующих задач:

 Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального образования «Майнский район».

Задача обеспечения сбалансированности бюджета муниципального образования – ключевая. Уже в текущем году особенно остро чувствуется проблема нехватки средств в условиях сокращения поступлений доходов при росте обязательных расходов на реализацию указов Президента Российской Федерации. В этих условиях единственно верной стратегической линией бюджетной политики является не рост расходов, а повышение их эффективности, в том числе переориентация бюджетных ассигнований в пользу приоритетных направлений и проектов, нацеленных на развитие человеческого капитала и инфраструктуры, определенных в Национальных проектах, во взаимосвязи со структурными изменениями, достижениями целевых показателей в соответствующих сферах, зафиксированных в планах таких преобразований («дорожных картах»).

Основными направлениями работы по обеспечению сбалансированности бюджета по-прежнему будут:

-обеспечение стабильности налоговых поступлений в консолидированный и бюджет муниципального образования «Майнский район»;

-повышение эффективности расходов, в том числе за счёт перераспределения бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений государственной политики;

Основным инструментом решения задачи по обеспечению сбалансированности бюджета муниципального образования «Майнский район» является реализация ежегодно обновляемого и утверждаемого постановлением  Плана мероприятий, направленных на повышение темпов роста экономики и обеспечение социальной стабильности муниципального образования «Майнский район», увеличение доходов и оптимизацию расходов муниципального образования «Майнский район».

Бюджет как основной инструмент экономической политики района призван активизировать в предстоящие годы структурные изменения в экономике. Необходимо приведение уровня бюджетных расходов в соответствие с новыми реалиями, оптимизация структуры бюджетных расходов в целях мобилизации ресурсов на приоритетные направления.

Ограничение объёмов расходов и дефицита – это не только вопрос устойчивости муниципального бюджета, это вопрос общего экономического равновесия. Поэтому долгосрочным ориентиром в бюджетной политике должен выступать уровень бюджетных расходов, соответствующий реальным доходам муниципального бюджета.

Основными инструментами повышения эффективности бюджетных расходов в 2022-2024 годах будут:

-повышение эффективности и результативности имеющихся инструментов программно-целевого управления и бюджетирования;

-создание условий для повышения качества предоставления государственных услуг;

-повышение эффективности процедур проведения государственных закупок;

-совершенствование процедур предварительного и последующего контроля, в том числе уточнение порядка и содержания мер принуждения за нарушения в финансово-бюджетной сфере.

Главным инструментом, который призван обеспечить повышение результативности и эффективности бюджетных расходов, ориентированности на достижение целей районной политики, остаются муниципальные программы Майнского района.

Развитие методологии разработки муниципальных программ, повышение эффективности их реализации будет продолжено по следующим направлениям:

-обязательное отражение в муниципальных программах показателей стратегических документов регионального и федерального уровней и их целевых значений, что должно обеспечить полное соответствие муниципальных программ приоритетам государственной и региональной политики;

-повышение качества планирования значений целевых показателей муниципальных программ;

-обеспечение полноты отражения всего комплекса мер и инструментов государственной политики (налоговых льгот, мер тарифного регулирования, нормативного регулирования, участие в управлении организациями и предприятиями);

-определение объёмов финансирования муниципальных программ за пределами однолетнего бюджета в соответствии с долгосрочным бюджетным прогнозом;

-проведение комплексной оценки эффективности муниципальных программ, включающей оценку эффективности их реализации и оценку качества планирования каждой муниципальных программы. Результаты такой оценки должны учитываться при формировании параметров финансового обеспечения муниципальных программ на дальнейшую перспективу.

В рамках повышения эффективности оказания государственных и муниципальных услуг будет продолжена работа по созданию стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств. Учитывая, что оптимизация бюджетной сети муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области была произведена в рамках антикризисных мероприятий и мероприятий по поэтапному повышению оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, основными мероприятиями по решению задачи станут:

- вывод непрофильных функций муниципальных учреждений на аутсорсинг;

- сокращение численности персонала муниципальных учреждений на основе перераспределения функциональных обязанностей и нагрузки на сотрудников;

- повышение эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом (в том числе передачи части площадей в аренду, консервации свободных площадей).

Предстоит дальнейшее совершенствование и проведение углубленного анализа нормативных затрат на оказание муниципальных услуг в целях выявления существенной дифференциации в стоимости однотипных государственных услуг и принятия мер по оптимизации затрат на их оказание. Требуют решения вопросы оптимизации затрат на содержание имущества, непосредственно не связанного с оказанием муниципальных услуг. С 2017 года по нормативу затрат должна быть рассчитана стоимость работ (ранее она определялась сметным методом).

Дальнейшая реализация проекта «Открытый бюджет».

Бюджетная политика осуществляется в интересах общества. Успех её реализации зависит не только от действий тех или иных органов власти, но и от того, в какой мере общество понимает эту политику, разделяет цели, механизмы и принципы её реализации.

В рамках дальнейшей реализации проекта «Открытый бюджет»
с 2014 года значительно расширена сфера информирования населения о бюджете муниципального образования «Майнский район», в том числе через опубликование «Бюджета для граждан» на официальном сайте администрации муниципального образования «Майнский район».

Основной целью «Бюджета для граждан» является предоставление населению актуальной информации о бюджете и его исполнении в объективной, заслуживающей доверия и доступной для понимания форме.

В 2022 году продолжится реализация на территории муниципального образования «Майнский район» проекта «Народный бюджет-2022» (проект партиципаторного бюджетирования).

Реализация данного проекта заключается в распределении части средств местного бюджета при помощи бюджетной комиссии, состоящей из жителей муниципального образования. Цель данного проекта – развитие эффективной системы взаимодействия власти и общества в бюджетной сфере.

Внедрение нового механизма дает возможность гражданам принять участие в распределении бюджетных средств, оказывать прямое влияние на политику органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Проект «Народный бюджет» обеспечивает прямую связь жителей и местной власти через создаваемую бюджетную комиссию, при этом обеспечивается открытость административной работы. Не только члены бюджетной комиссии, но и прочие граждане получат возможность узнать, как и почему принимаются решения по расходованию средств бюджета. Это даёт возможность гражданам стать полноправными участниками планирования бюджета.

В 2022–2024 годах будет продолжена работа по поиску новых форм информирования населения о бюджете муниципального образования «Майнский район».

Развитие системы финансового контроля.

Совершенствование внутреннего финансового контроля на территории муниципального образования «Майнский район» должно быть ориентировано на оценку эффективности бюджетных расходов.

Усиление контрольной работы за получателями средств бюджета по предварительному, текущему и последующему контролю с целью минимизации расходов бюджета, исключения нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств.

С целью предотвращения неправомерного расходования бюджетных средств, необходимо продолжить реализацию принципа неотвратимости наказаний за совершение финансовых нарушений.

Для решения изложенных задач в 2022 – 2024 годах будут реализовываться следующие мероприятия:

1. Повышение эффективности оказания муниципальных услуг.

В рамках решения данной задачи будет продолжена работа по созданию стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств (в том числе при размещении заказов и исполнении обязательств), сокращению доли неэффективных бюджетных расходов.

2. Обеспечение безусловного исполнения социальных Указов Президента Российской Федерации, в том числе повышение заработной платы работникам муниципальных учреждений, исходя из параметров повышения, установленных в планах мероприятий изменений в отраслях социальной сферы («дорожных картах»).

3. Мониторинг деятельности муниципальных учреждений с целью оптимизации их расходов.

При этом бюджетная политика муниципального образования «Майнский район» в 2022–2024 годы будет направлена на улучшение условий жизни жителей муниципального образования «Майнский район», повышение качества  муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития района.

Исходя из задач, поставленных для бюджетов всех уровней Президентом России в своем послании о бюджетной политике в 2022–2024 годах для бюджета муниципального образования «Майнский район» можно определить основные ключевые направления на 2022–2024 годы:

– оптимизация структуры расходов бюджета муниципального образования через выявление резервов и перераспределение в пользу приоритетных направлений и проектов, прежде всего обеспечивающих решение поставленных задач и создающих условия для экономического роста;

– развитие программно-целевых методов управления с определением приоритетов и оценкой содержания муниципальных программ при имеющихся реальных возможностях бюджета муниципального образования;

– повышение качества предоставляемых муниципальных услуг в социально значимых для населения сферах;

– оптимизация сети муниципальных учреждений путем реорганизации учреждений, ориентированных на оказание преимущественно платных услуг, а также учреждений, деятельность которых не соответствует полномочиям органов местного самоуправления.

Указанные приоритеты должны реализовываться при прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса.

Бюджетная политика будет нацелена на улучшение условий жизни в муниципальном образовании «Майнский район», повышение качества муниципальных услуг.

 

_______________