Вернуться к обычному виду

Новая страница



Администрация муниципального образования 

«Майнский район»

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

06.11.2015

1161

 

Экз. №

 

р.п.Майна

 

 

Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования в муниципальном образовании «Майнский район» на 2016 – 2020 годы»

 

 

 

В целях создания условий для обеспечения доступности качественного образования и инновационных механизмов развития системы образования муниципального образования «Майнский район» как основы формирования человеческого потенциала и социального обновления района                             п о с т а н о в л я ю:

1. Утвердить муниципальную программу «Развитие образования муниципального образования «Майнский район» на 2016 – 2020 годы» (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу с момента его обнародования.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

 

 

И.о. Главы администрации района                                                   Н.В.Харитонова


УТВЕРЖДЕНА

постановлением администрации

муниципального образования

«Майнский район»

06.11.2015 № 1161

 

 

 Муниципальная программа «Развитие образования в муниципальном образовании «Майнский район» на 2016-2020 года»

 

 

 

 

  

р.п.Майна, 2015
Введение

Муниципальная программа «Развитие образования в муниципальном образовании «Майнский район» на 2016-2020 годы» (в дальнейшем – Программа) представляет систему увязанных между собой по содержанию, срокам, ресурсам и месту проведения мероприятий и действий, направленных на достижение намеченных целей стратегического развития муниципальной системы образования и поэтапное решение важнейших проблем модернизации на муниципальном уровне.

Основное назначение Программы как управленческого документа заключается в разработке целесообразной и адекватной имеющемуся состоянию муниципальной образовательной системы целостной системы действий по изменению данного состояния с четко определенными и понятными для всех результатами, сбалансированными по ресурсному обеспечению. Это документ, включающий в себя аналитико-прогностическое обоснование состояния системы образования в контексте сложившийся в районе социально-экономической и демографической ситуации, образ будущего состояния сети, стратегию и план мероприятий по переходу от настоящего к будущему.

Программа направлена на достижение стратегических целей и эффективное решение приоритетных задач развития муниципальной системы образования в контексте Программы развития и модернизации  образования Ульяновской области.

Главными результатами реализации Программы должны стать:

- укрепление гражданского характера образования, основанного на принципах уважения прав и свобод личности в демократическом обществе;

- совершенствование содержания образования, переход образовательных учреждений на Федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) начального и основного общего образования;

- освоение педагогическими работниками новых педагогических технологий, ориентированных на развитие личности учащихся;

- дифференциация образовательных услуг, развитие вариативных образовательных программ обучения и воспитания с учетом особенностей детей и ресурсной базы;

- развитие предшкольной подготовки, предпрофильной подготовки и профильного обучения;

- укрепление материально-технической базы образования.

В процессе реализации Программы в управление образованием будут внедряться программно-целевой подход, новые формы управления образовательными учреждениями.

Муниципальная программа «Развитие образования в муниципальном образовании «Майнский  район» на 2016-2020 годы»  разработана с учетом государственной политики Российской Федерации в области образования (Закон РФ «Об образовании», «Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы», Областная целевая программа «Развитие и модернизация образования в Ульяновской области» на 2016-2020 годы) и опыта реализации предыдущей Программы.

 

1. ПАСПОРТ

муниципальной программы «Развитие образования в муниципальном образовании «Майнский район» на 2016-2020 годы»

 

Наименование программы

Программа «Развитие  образования в муниципальном образовании «Майнский  район» на 2016-2020 годы» 

(далее МПРО «Майнский район»)

Основания для разработки Программы

«Федеральная программа развития образования на 2016-2020 годы», Государственная программа Ульяновской области «Развитие и модернизация образования в Ульяновской области» на 2014-2018 годы.

Муниципальный заказчик Программы

Администрация  муниципального образования  «Майнский район»

Руководитель Программы

Управление образования администрации  муниципального образования «Майнский район»

Разработчик Программы

Управление образования администрации  муниципального образования «Майнский район»

Цель программы

Создание условий для обеспечения доступности качественного образования  и  инновационных механизмов развития системы образования муниципального образования «Майнский  район» как основы формирования человеческого потенциала и социального обновления района

Задачи

Программы

1.Создание условий для развития муниципальной системы образования: через кадровую политику, обновление материально-технической базы образовательных учреждений, научно-методическое сопровождение реализации программы.

2. Создание условий для совершенствования содержания и технологий образования, переход образовательных учреждений на Федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) основного и среднего общего образования.

3. Развитие системы  дополнительного образования для расширения возможностей выбора индивидуальных образовательных траекторий и развития творческого потенциала личности

4. Проектирование и запуск муниципальной системы оценки качества образования.

5. Создание механизмов координации и интеграции сетевого взаимодействия в работе с одаренными детьми и талантливой молодежью.

6.Создание условий для формирования в образовательных учреждениях (далее ОУ)  здоровье сберегающей образовательной среды, учитывающей адаптационные резервы школьников и обеспечивающей сохранение их психосоматического здоровья и духовно-нравственное развитие.

Организация  оздоровления и летней занятости детей и подростков.

7. Развитие новых форм систематической методической работы, ориентированной на профессиональное развитие и саморазвитие педагогических и управленческих кадров.

Целевые индикаторы

- уровень доступности образования в соответствии  с современными стандартами для всех категорий граждан независимо от места жительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья;

- уровень соответствия образования новым федеральным государственным стандартам.

Сроки и этапы реализации Программы

Первый этап (2016-2017 годы)

Второй этап (2018-2020 годы)

Объёмы и источники финансирования с разбивкой по этапам реализации Программы

Общий объем финансирования Программы

1544260,5 тыс. руб., в том числе:

из областного бюджета 851189,5 тыс. руб.,

из муниципального бюджета 693071,0 тыс. руб.,

в том числе по этапам и годам реализации:

первый этап:

564329,2 тыс. руб., в том числе:

из областного бюджета – 311055,7 тыс. руб.,

из муниципального бюджета – 253273,5 тыс. руб.

второй этап:

979931,3 тыс. руб., в том числе:

из областного бюджета – 540133,8 тыс. руб.,

из муниципального бюджета – 439797,5 тыс. руб.

Ежегодный объём ассигнований из местного бюджета на реализацию Программы подлежит уточнению при разработке бюджета муниципального образования на соответствующий финансовый год и плановый период.

Объём средств муниципального бюджета на финансирование Программы устанавливается решением Совета Депутатов муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период.

Показатели оценки эффективности Программы

В результате выполнения Программы в системе образования будут обеспечены:

-Внедрение и поддержка механизмов и моделей хозяйственной самостоятельности общеобразовательных учреждений.

-Создание и внедрение новых досуговых и образовательных программ на всех уровнях системы образования;

-Внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения;

-Предоставления в электронном виде гражданам и организациям значительной части государственных услуг в сфере образования;

-Внедрение процедур независимой оценки деятельности общеобразовательных учреждений и процессов;

-Создание ресурсов и программ для одарённых детей;

- Инновационное развитие образования.

 При выполнении Программы  особое внимание будет уделено вопросам повышения эффективности экономики образования.

 

2. Характеристика проблем, на решение которых  направлена Программа

 

2.1.Сеть образовательных учреждений муниципальной системы образования в 2016 году

Образовательное учреждение  (всего)

Дошкольное образовательное учреждение

Учреждение дополнительного образование детей

18

12

4

 

Характеристика сети муниципальной системы образования Майнского района по уровням образования.

Дошкольное образование

 

Наименование

Кол-во детей на 2016 г.

Кол-во детей  к  2020 г.

Предшкольная подготовка

Дополнительное  образование

Планируемые изменения

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение (далее МДОУ) Майнский детский сад № 1 «Ромашка»

147

147

-

-

Открытие  группы предшкольной  подготовки, кружка

художественно-эстетической  направленности

 

МДОУ Майнский детский сад № 2 «Сказка»

70

65

-

Кружки краеведческой и художественно- эстетической  направленности

Открытие  группы предшкольной  подготовки, спортивной секции

 

МДОУ Майнский детский сад № 4 «Солнышко»

12

15

-

Кружок  художественно- эстетической  направленности

Открытие  группы предшкольной  подготовки, кружка экологической  направленности

 

МДОУ Майнский детский сад №5 «Теремок»

138

140

-

Кружок  художественно- эстетической  направленности

Открытие  спортивной секции

 

МДОУ Подлесненский детский сад «Солнышко»

50

53

-

-

-

 

МДОУ Абрамовский детский сад «Солнышко»

22

24

-

-

-

 

МДОУ «Выровский детский сад «Колосок»

36

30

-

-

-

 

МДОУ Игнатовский детский сад «Колокольчик»

80

83

-

-

-

 

МДОУ Реп-Колхозный детский сад «Колосок»

19

18

-

-

-

 

МДОУ Тагайский детский сад «Алёнушка»

60

60

-

-

Открытие  кружка художественно-эстетической  направленности

 

МДОУ «Новомаклаушинский детский сад  «Медвеженок»

8

10

-

-

-

 

МДОУ «Уржумский детский сад «Золотой ключик»

23

25

-

-

-

 

Общее образование

 

Наименование, статус

Кол-во детей на 2016 г.

Кол-во детей  к  2020 г.

Предшкольная подготовка/ дополнительное образование

Предпрофильная  подготовка/профильное обучение

Планируемые изменения

 

Начальные  общеобразовательные учреждения

 

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение (далее МКОУ)  «Вязовская начальная  школа»

14

17

+/-

-/-

Лицензирование направлений дополнительного  образования

 

МКОУ  Копышовская начальная школа»

17

14

+/-

-/-

Лицензирование направлений дополнительного  образования

 

МКОУ  «Калининская   начальная школа»

11

17

+/-

-/-

Лицензирование направлений  дополнительного  образования

 

МКОУ  «Матюнинская   начальная  школа»

9

8

+/-

-/-

Лицензирование направлений  дополнительного  образования

 

Основные общеобразовательные учреждения

 

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение (далее МКОУ) «Подлесненская  основная школа»

62

100

+/-

+/-

Лицензирование направлений  дополнительного  образования

 

МКОУ « Репьевская основная школа

41

40

+/+

+/-

Лицензирование  новых программ  дополнительного  образования

 

МКОУ  «Чирикеевская основная школа»

18

9

+/+

+/-

Лицензирование  новых программ  дополнительного  образования

 

Средние общеобразовательные учреждения

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Майнский многопрофильный лицей»

823

1062

+/-

+/-

Лицензирование  программ  дополнительного  образования

 

Муниципальное казённое общеобразовательное

240

229

+/+

+/-

Лицензирование  новых программ  дополнительного  образования

 

МКОУ «Абрамовская  средняя школа»

60

59

+/-

+/-

Лицензирование   программ  дополнительного  образования, базовая школа  района  с профильными классами

 

МКОУ  «Анненковская средняя школа», ресурсный  центр

80

90

+/-

+/+

Лицензирование  программ  дополнительного  образования

 

МКОУ  «Выровская средняя школа», базовая школа

128

112

+/+

+/+

Лицензирование  новых программ  дополнительного  образования

 

МКОУ  «Гимовская  средняя школа», базовая  школа

42

35

+/+

+/+

Лицензирование  новых программ  дополнительного  образования

 

МОУ  Загоскинская средняя общеобразовательная  школа им. Зимина

161

155

+/+

+/-

Лицензирование  новых программ  дополнительного  образования

 

МКОУ  «Карлинская средняя школа имени И.С.Полбина», базовая  школа

71

66

+/-

+/+

Лицензирование  программ  дополнительного  образования

 

МКОУ  Старомаклаушинская средняя школа»

91

86

+/-

+/-

Лицензирование   программ  дополнительного  образования

 

МКОУ  Тагайская средняя школа», ресурсный  центр

240

229

+/-

+/+

Лицензирование   программ  дополнительного  образования

 

МКОУ  «Уржумская средняя обшкола»

66

60

+/+

+/-

Опорная школа  по этнокультурному  образованию школьников

 

Дополнительное образование детей

Наименование

Кол-во детей на 2016 г.

Кол-во детей  к 2020 г.

Направления деятельности

Предпрофильная  подготовка

Планируемые изменения

Муниципальное учреждение дополнительного образования (далее МУ ДО) «Майнская ДЮСШ»

448

500

Художественно-эстетическое, физкультурно-спортивное, естественно-научное, военно-патриотическое, культурологическое

+

Открытие новых  направлений: спортивно-технического, военно-патриотического

МУ ДО «Майнский ЦДТ»

373

400

Физкультурно-спортивное

+

Открытие туристско-краеведческого  направления деятельности

МУ ДО «Игнатовский ДДТ» 

190

200

Туристско-краеведческое, эколого-биологическое

-

Открытие новых  направлений: физкультурно-спортивного, военно-патриотического; предпрофильная  подготовка

МУ ДО «Тагайский ЦДТ»

121

130

Художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, туристско-краеведческое, эколого-биологическое, военно-патриотическое

+

Открытие культурологического   направления деятельности  

 

2.2. Прогнозная численность обучающихся общеобразовательных учреждениях до 2020 года

Наименование, статус

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение (далее МКОУ)  «Вязовская начальная  школа»

14

15

16

17

17

МКОУ «Копышовская начальная школа»

17

15

15

14

14

МКОУ «Калининская начальная школа»

11

14

13

13

17

МКОУ «Матюнинская начальная  школа»

9

10

10

8

8

МКОУ «Подлесненская  основная  школа»

62

69

77

85

100

МКОУ «Репьевская основная школа»

41

39

43

37

40

МКОУ «Чирикеевская основная школа»

18

15

13

11

9

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Майнский многопрофильный лицей»

823

886

937

1000

1062

Муниципальное общеобразовательное учреждение (далее МОУ) Игнатовская средняя общеобразовательная школа

240

228

225

223

229

МКОУ «Абрамовская  школа»

60

65

65

63

59

МКОУ «Анненковская средняя школа», ресурсный  центр

80

86

88

94

90

МОУ Выровская средняя общеобразовательная школа, базовая школа

128

132

127

122

112

МКОУ «Гимовская средняя школа», базовая  школа

42

42

39

37

35

МОУ Загоскинская средняя школа имени Зимина

161

145

150

140

155

МКОУ «Карлинская средняя школа, базовая  школа

71

70

69

68

66

МКОУ  «Старомаклаушинская средняя школа»

91

101

96

90

86

МКОУ «Тагайская средняя школа, ресурсный  центр

240

228

225

223

229

МКОУ «Уржумская средняя школа»

66

60

65

62

60

 

2.3. Социально-экономические условия муниципального образования и их влияние на развитие системы образования

Динамика большинства социально-экономических показателей МО «Майнский район» в 2015 году положительна. Консолидированный бюджет муниципального образования «Майнский район» за январь - июнь текущего года исполнен в объеме 226541,5 тыс. рублей из них в доходную часть бюджета поступило 45275,3  тыс. рублей налоговых и неналоговых платежей, что на 2094,1 тыс. рублей больше планового назначения и на  7931,0 тыс. рублей превышает уровень прошлого года или темп  роста -121,2%.

За 6 мес.2015 года  на предприятиях всех форм собственности создано  177 новых рабочих мест или 56,6% к годовому   плану ( 315 рабочих мест), в том числе 114 в сфере малого бизнеса. Наибольшее количество рабочих мест создано в сельском хозяйстве, торговле, общественном питании.

За 6 мес.2015 года по данным органов статистики среднемесячная номинальная заработная плата по крупным и средним предприятиям за январь – июнь 2015 года составила 16886,6 рублей, темп роста -104,1%. Среднемесячная заработная плата в районе составляет 70 % от областного показателя. Темп роста реальной заработной платы с учетом индекса потребительских цен составил 89,6%.

По итогам 6 месяцев 2015 года произошло снижение рождаемости на 23% (или на 31 человека )  и рост смертности на 12% ( или на 22 человека ). Естественная убыль населения составила 107 человек (за аналогичный период прошлого года убыль составляла 54 человека). Уровень смертности по-прежнему остается высоким.

Анализ демографической ситуации находится на постоянном контроле, рассматривается на еженедельных аппаратных совещаниях. Проводятся ежеквартальные расширенные совещания с участием всех фельдшеров ФАП, администраторов населенных пунктов, Глав администраций поселений, всех заинтересованных ведомств.

Участие в федеральных, областных целевых программах позволяет привлечь финансовые средства для решения жизненно важных вопросов.       Повышение конкурентоспособности экономики района за счет модернизации действующих и вновь создаваемых производств требует формирования профессионально подготовленного трудового ресурса, способного к внедрению передовых технологий в рабочий процесс.

Развитие и эффективное функционирование объектов, входящих в социальную инфраструктуру, их доступность населению - необходимое условие повышения уровня и качества жизни населения.

Для решения сложных кадровых проблем необходимо внедрить в системе образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств, повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечь в образование конкурентоспособные кадры, поднять его инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность. Во избежание оттока лучших и талантливых выпускников необходимо вести политику укрепления логической цепочки «школа-ВУЗ-предприятие». В Майнском районе сохранён целевой набор абитуриентов в ВУЗы для обучения специальностям, востребованным предприятиями и организациями. Администрации МО необходимо продолжить  изучение потребности в молодых квалифицированных специалистах, отработать  механизм согласования с работодателями и ВУЗами перечня специальностей и количества бюджетных мест для целевого приёма. В рамках сотрудничества предприятия   могут  взять  на себя обязательства по поддержке, материально-техническому оснащению учебного процесса, созданию условий для проведения практик студентов, предоставлению рабочих мест для выпускников целевого набора. В связи с этим неоходима реализация  следующих ключевых мер:

Повышение качества и доступности всех уровней системы образования, создание условий для реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся.

Выявление и поддержка талантливых учащихся.

Повышение качества ресурсного обеспечения  системы образования.

Развитие общественно-профессиональных организаций с широким представительством работодателей, деятельность которых будет направлена на формирование адекватных запросам рынка труда квалификационных требований к уровню подготовки специалистов.

 

2.4. Анализ результатов развития образования в муниципальном  образовании «Майнский район» и перечень проблем для решения программным методом

Система образования Майнского района сохраняет основные параметры и динамично развивается, обеспечивая конституционные права граждан на образование, на выбор учебного заведения, учебной программы, дополнительных образовательных услуг, формируя интеллектуальный и профессиональный потенциал района. Основными характеристиками районной образовательной системы являются стабильность и доступность, достаточные для удовлетворения образовательных запросов населения в получении образования всех уровней в соответствии с возрастом, интересами, способностями и возможностями личности. Сеть образовательных учреждений района включает в себя 12 учреждений дошкольного образования; 11 средних общеобразовательных школ, 3 основные общеобразовательные  школы, 4 начальные общеобразовательные школы  и 4 учреждения дополнительного образования. Всего в общеобразовательных учреждениях обучаются 2189 школьников. Из 18  школ - 16 (89%) сельские, 22%  школ являются малокомплектными.

Модель инновационного образования, сформированная в ходе реализации национальной инициативы «Наша новая школа», стала основой дальнейшей модернизации образования Майнского района. В 2014 году в районе продолжилась работа по поддержке инновационных школ, лучших учителей, талантливой молодежи, сохранению и укреплению здоровья школьников.

Педагогическое сообщество Майнского района обеспечило создание продуктивной среды  для  модернизации  образования:

Обеспечение доступности дошкольного образования в  районе - одна из важнейших  проблем  развития образования.  

Численность детей, стоящих на учёте для определения в дошкольные учреждения на 01.01.2015 г.

 

Численность детей, стоящих на учете для определения в дошкольные учреждения на конец отчетного года

город

117

село

-

 

Для решения проблемы очерёдности в МО «Майнский район» и обеспечения  населения услугами дошкольного образования были проведены мероприятия за счёт внутренних резервов муниципального образования «Майнский район»:

- уплотнение групп с учётом фактической посещаемости;

- режим кратковременного развития;

- предоставление мест в детские сады, дошкольные группы при ОУ в др. населённых пунктах (по желанию родителей)4

- открытие группы для детей – инвалидов в возрасте от 1,5 до 3-х лет.

Перспективы:

Для ликвидации очерёдности будут проведены мероприятия:

- уплотнение групп с учётом фактической посещаемости;

- открытие группы;

- использование режима кратковременного развития;

- подбор желающих для открытия  семейных детских садов.

- предоставление услуги дошкольного образования (подготовка к   школе)  индивидуально на дому для детей – инвалидов в МО «Майнский район»;

- предоставление мест в детские сады, дошкольные группы при ОУ в др. населённых пунктах (по желанию родителей);

- открытие групп предшкольной подготовки.

По-прежнему, одним из основных направлений деятельности по развитию  образования  остается повышение  качества общего образования. В течение 2-х последних лет  в районе отсутствуют неуспевающие ученики, 100% школьников полностью  освоили государственный образовательный стандарт. Качество  знаний в районе за  3 последних  года  выросло на 5,2  %: с  44,7 %   в 2012 году  до   49,9 %  в 2015  году. 191 школьник (10,3%) окончили  учебный год  на «отлично», этот показатель на 0,5% выше, чем  в прошлом  году. В 2015 году 15 выпускников школ или 11,7 %, количество медалистов  в районе за 3 года  выросло  на 4 %.

Актуальны и технологические изменения, сопровождающие процессы  модернизации школьного образования в районе. 26%  школ работают по программам профильного образования: на старшей ступени в школах района созданы физико-математический, социально-гуманитарный, химико- биологический, агротехнологический профили. С 2012 года на базе  Игнатовской средней школы открыты профильные милицейские, теперь уже полицейские классы. В 2015 году  5 образовательных учреждений района осуществляют сотрудничество с учреждениями высшего (УлГУ, УГТУ) и среднего профессионального образования на договорных условиях. Постановлениями  Администрации  Майнского  района определены  2 базовые  школы  района: это Майнский лицей, Тагайская средняя  школа.  Базовые школы призваны не только реализовать систему профильной и предпрофильной подготовки обучающихся, ориентированной на их социализацию с учетом реальных потребностей рынка труда. В них проектируется и отрабатывается содержание образования, разрабатываются формы обучения, включая дистанционное.

С целью ориентации школьников на получение востребованного реальным сектором образования в школах реализуются  договорные отношения  в системе сотрудничества «школа-предприятие».

В рамках внеурочной работы на основании договоров о сотрудничестве в школах района осуществляются профориентационные мероприятия совместно с различными предприятиями. Немаловажным направлением развития образовательных учреждений района должно стать  дальнейшее расширение отношений в рамках социального партнерства с предприятиями и организациями района, а также практико-ориентированная направленность обучения.

Создание базовых школ и модернизация инновационных школ позволили планомерно вести работу с одарёнными детьми.

Создание условий для поддержки одарённых детей в районе  осуществляется через развитие системы дополнительного образования. В 4 учреждениях дополнительного образования Майнского  района занимаются   98,5% от общего количества детей школьного возраста. Дополнительное образование в районе развивается по 9 направленностям детских объединений.  Актуальной является проблема совершенствования и развития системы работы по предоставлению дополнительных, в том числе платных образовательных услуг с учетом запросов родителей.  Нуждается в оптимизации  и система работы с одаренными детьми. Существующий спектр программ дополнительного образования на эту категорию детей ориентирован недостаточно. Результативность участия школьников района в конкурсных мероприятиях, проводимых на Всероссийском уровне, остается невысокой.

Происходящие в образовании района  позитивные перемены создают благоприятные условия и  для развития системы воспитания. В школах  появляются новые формы работы: воспитательные модули, молодежные форумы, проекты, разнообразные акции.

В системе патриотического воспитания обучающихся  ведущую  роль   играют  школьные музеи. На базе школ работает 11 музеев, 7 музейных комнат и 1 уголок Боевой Славы, при музеях функционирует патриотические клубы.

2.5. Ключевые проблемы  развития образования

Несмотря на ряд позитивных изменений произошедших в муниципальной системе образования за последние годы,  имеются проблемы, которые не удаётся решить проведением отдельных разовых мероприятий. Требуется комплексный системный подход. Главные из этих проблем:

·        недостаточное финансирование учреждений образования и недостаточная свобода использования финансовых средств; как следствие – общее ухудшение материальной базы ОУ района, несоответствие её современным требованиям, в том числе по обеспечению безопасности образовательного процесса, нормам СанПина, требованиям ФГОС.

·        доминирование репродуктивных образовательных технологий в учебном процессе и перегрузка обучающихся;

·        ухудшение здоровья обучающихся в процессе получения образования;

·        недостаточно  высокий  уровень владения информационными и коммуникационными технологиями педагогическими работниками;

·        сеть дошкольных образовательных учреждений не удовлетворяет в полной мере потребностям населения – сохраняется дефицит мест;

·        муниципальная  система образования испытывает дефицит в преподавателях английского языка, информатики, физической  культуры, психологах; старение учительских кадров,  слабый приток молодых кадров с высшим образованием.

 

3. Стратегические цели и задачи Программы, основные направления деятельности, оценка социальных и экономических результатов реализации Программы

Главная стратегическая цель Программы – создание условий для обеспечения доступности качественного образования и инновационных механизмов развития системы образования муниципального образования  «Карсунский район» как основы формирования человеческого потенциала и социального обновления района

Основные задачи Программы:

1.Создание условий для развития образования в муниципальном образовании «Майнский район» на 2016-2020 годы»: через кадровую политику, обновление  материально-технической базы образовательных учреждений, информатизация системы образования и образовательного процесса, научно-методическое сопровождение реализации программы.

2. Создание условий для совершенствования содержания и технологий образования, переход образовательных учреждений на ФГОС основного и среднего общего образования

3. Развитие системы воспитания и дополнительного образования для расширения возможностей выбора индивидуальных образовательных траекторий и развития творческого потенциала личности

4. Проектирование и запуск муниципальной системы оценки качества образования.

5. Создание механизмов координации и интеграции сетевого взаимодействия в работе с одаренными детьми и талантливой молодежью.

6. Создание условий для формирования в ОУ здоровьесберегающей образовательной среды, учитывающей адаптационные резервы школьников и обеспечивающей сохранение их психосоматического здоровья и духовно-нравственное развитие.

7. Развитие новых форм систематической методической работы, ориентированной на профессиональное развитие и саморазвитие педагогических и управленческих кадров.

Достижение стратегической цели и решение стратегических задач Программы обеспечиваются за счет реализации программных мероприятий по направлениям:

1. Создание условий для развития образования в муниципальном образовании «Майнский район» на 2016-2020 годы»: через кадровую политику, обновление материально-технической базы образовательных учреждений, усиление антитеррористической защищенности объектов образования, обеспечение безопасности образовательного процесса, научно-методическое сопровождение реализации программы.

- изменение инфраструктуры муниципальной системы образования (реорганизация ОУ, ДОУ,  открытие ДОУ и пр.);

- капитальный и текущий ремонт в образовательных учреждениях;

- обеспечение образовательных учреждений компьютерной техникой и современным учебным оборудованием;

-создание системы медицинского обслуживания и оздоровления детей (медицинский кабинет, центр здоровья, кабинет здоровья)

- организация питания в школьной столовой;

- создание современных условий для занятий физической культурой и спортом (спортивный зал, спортивный городок, наличие оборудования и инвентаря);

- повышение антитеррористической безопасности и принятия своевременных мер при возникновении чрезвычайных ситуаций в образовательных организациях, выполнение предупредительных мероприятий;

-создание современного дизайна помещений ОУ, эстетической комфортности;

- формирование банка данных потребности в педагогических кадрах общеобразовательных учреждений.

2. Создание в общеобразовательных учреждениях условий для обновления содержания и технологий образования, переход образовательных учреждений на Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования:

- разработка и реализация Образовательных программ школ, рабочих программ по предметам школьного компонента на системно-деятельностной (компетентностной)  основе, предполагающих практику индивидуального обучения, изучения предметов по выбору, расширение проектной, исследовательской деятельности;

- обеспечение кадровых, финансовых, материально-технических условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС;

- организация деятельности базовых школ как методических центров по направлениям: предпрофильная подготовка, профильное обучение и т.д.

3. Развитие дополнительного образования для расширения возможностей выбора индивидуальных образовательных траекторий и развития творческого потенциала личности:

- Экспертиза программно-методического обеспечения различных направлений дополнительного образования детей и молодёжи

- Проведение мониторинга потребностей состояния и перспектив развития дополнительного образования в МО «Майнский район»

- Создание муниципальной системы управления качеством дополнительного образования

4. Проектирование и запуск муниципальной системы оценки качества образования:

- Проведение комплексного анализа результатов деятельности ОУ

- Проведение ежегодной диагностики учебных достижений учащихся (стартовое, рубежное, итоговое тестирование)

- Создание Регистра качества образования – единой информационной системы, интегрирующей информационные данные по результатам различных процедур оценки качества образования в МСО

- Подготовка доклада «Качество муниципального образования» и публичного отчёта образовательных учреждений для предоставления общественности

- Внедрение механизмов оценки качества в систему стимулирующей части оплаты труда педагогов (в соответствии  с компетентностным подходом – основой новых ФГОС)

5. Создание механизмов координации и интеграции сетевого взаимодействия в работе с одаренными детьми и талантливой молодежью.

- Создание Координационного Совета по поддержке талантливой молодежи МО «Майнский район»

- Проведение школьных научных конференций и районных конкурсов школьных научных проектов учащихся 1-4 классов «Малая академия» , 5-11 классов «Фестиваль наук»

- Развитие инфраструктуры общеобразовательных учреждений, внедряющих педагогические технологии по работе с одаренными детьми

- Стимулирование педагогических работников и поощрение одаренных детей и талантливой молодежи

- Издание научно-исследовательских и творческих работ одаренных детей

- Участие в региональной и проведение муниципального тура олимпиад школьников 

- Реализация регионального проекта «Абонемент отличника».

6. Создание условий для формирования в общеобразовательных учреждения здоровье сберегающей образовательной среды, учитывающей адаптационные резервы школьников и обеспечивающей сохранение их психосоматического здоровья и духовно-нравственное развитие.

- Введение в ОУ отдельного предмета «Культура здоровья».

- Открытие Центров здоровья в образовательных учреждениях

- Координация работы Кабинетов здоровья на базе образовательных учреждений

- Организация работы по лицензированию медицинских кабинетов (пунктов) в общеобразовательных учреждениях

- Разработка примерных вариантов меню, сбалансированных по энергетическим затратам детей и подростков различных возрастов

- Проведение межведомственной научно-практической конференции по проблеме сохранения здоровья детей

7. Развитие новых форм систематической методической работы, ориентированной на профессиональное развитие и саморазвитие педагогических и управленческих кадров

- Развитие объектов эффективного педагогического опыта (творческие лаборатории учителей, социально-общественные презентации образовательных учреждений; школы передового педагогического опыта)

- Создание  виртуального районного методического кабинета

- Развитие форм и методов организации методической работы с использованием дистанционных технологий (Интернет-консультации, вебинары, форумы, методические мастерские, семинары, конкурсы медиауроков и др.)

- Создание и организация деятельности различных форм сетевых Интернет-сообществ педагогических работников (ассоциации учителей-предметников, предметной области, Интернет-клубы, сообщества творческих учителей и др.)

 

Социальные и экономические результаты реализации Программы

1.                Создание условий для функционирования эффективной сети и различных форм получения общего среднего образования (базовые школы, ресурсные центры, бюджетные общеобразовательные учреждения, экстернат, семейное образование, дистанционное обучение и др.)

2.                Создание комфортной безопасной образовательной среды для обучающихся и педагогов

3.                Обеспечение непрерывного образования на основе преемственности образовательных программ и сетевого взаимодействия уровней образования (дошкольного, общего, дополнительного)

4.                Разнообразие и оптимальность программ профильного обучения,  курсов по выбору, обеспечивающих возможность реализации запросов учащихся

5.                Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания образования на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий

6.                Обеспечение  100%  готовность ОУ реализации ФГОС начального, основного  образования

7.                Создание муниципальной системы оценки качества образования, создание диагностического инструментария оценки качества образовательных результатов обучающихся в процессе текущей, промежуточной и итоговой аттестации и оценки качества образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями

8.                Формирование объективной информации о состоянии и качестве образования и доведение ее до потребителей образовательных услуг; повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг о качестве образования

9.                Создание соответствующей безбарьерной среды, реализация прав на доступность качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Повышение профессиональной компетентности кадров, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья

10.           Внедрение в образовательный процесс информационных и коммуникационных  технологий, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания образования; повышение профессиональной компетентности педагогических кадров для работы в условиях сетевого взаимодействия

11.           Создание банка данных учителей-новаторов, проведение сертификации педагогических достижений, выставок, ярмарок проектов и идей. Организация системы сопровождения (наставничество и повышение квалификации «на рабочем месте») молодых перспективных кадров

12.           Расширение перечня дополнительных образовательных услуг. Достижение многообразия видов деятельности, удовлетворяющих потребности и интересы учащихся. Достижение многообразия видов и типов детских инициатив, волонтерских движений, социальных проектов, молодежных клубов и т.д.

13.           Создание организационных и иных ресурсных условий для обеспечения непрерывной поддержки одаренных детей и талантливой молодежи

14.           Создание условий для внедрения инновационных образовательных технологий сохранения и развития здоровья обучающихся, внедрения оптимальных схем организаций высококачественного питания школьников

15.           Создание конкурентной среды в системе образования за счет стремления образовательных учреждений к поддержанию и постоянному повышению своей конкурентоспособности; достижение объективности и прозрачности при формировании бюджета и распределении финансовых средств; повышение эффективности расходования бюджетных средств; повышение самостоятельности образовательных учреждений в распоряжении финансовыми средствами.

 

4. Сроки и этапы реализации программы

По аналогии с Федеральной целевой программы развития образования (далее ФЦПРО) и Областной целевой программы развития образования (далее ОЦПРО) Муниципальная программа  развития образования в муниципальном образовании «Майнский район» на 2016-2020 годы» будет реализована в 2016-2020 годах в два этапа.

На первом этапе (2016-2017 годы) в соответствии с мероприятиями Программы будут сформированы стратегические проекты развития образования, включающие в себя ряд новых взаимоувязанных направлений. В результате выполнения первого этапа будут получены устойчивые модели для дальнейшего массового внедрения преобразований, разработаны сценарии развития для общеобразовательных учреждений муниципального образования «Майнский район» с учётом иных параметров, которые покажут значимость в ходе исследований и практических мероприятий на первом этапе.

На втором этапе (2018-2020 годы) предстоит завершить начатые на первом этапе стратегические проекты, обеспечив последовательные изменения в системе образования муниципального образования «Майнский район» (далее - система образования). На этом этапе будут сформированы новые модели управления в условиях широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий. Также будут определены основные позиции по целям целевой программы развития и модернизации образования на следующий период.

 

5. Ресурсное обеспечение программы

Для реализации важнейших целевых индикаторов Программы потребуется соответствующее ресурсное обеспечение:

1.Организационно- методическое. В ходе реализации Программы потребуется заключение соглашений с Министерством образования Ульяновской области.

2.Материально- техническое. Потребуются строительство, реконструкция, ремонт зданий и оснащение общеобразовательных учреждений в соответствии с современными условиями обучения.

3.Финансовое. Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счёт средств федерального бюджета в рамках ФЦПРО, областного бюджета в рамках ОЦПРО, местного бюджета и иных источников.

Общий объем финансирования Программы 1544260,5 тыс. руб., в том числе из областного бюджета 851189,5 тыс. руб., из муниципального бюджета 693071,0 тыс. руб., в том числе по этапам и годам реализации:

первый этап:

- 2016 год: всего – 273946,2 тыс. руб., в том числе из областного бюджета – 150997,9 тыс. руб.,  из муниципального бюджета 122948,3 – тыс. руб.

- 2017 год: всего – 290383,0 тыс. руб., в том числе из областного бюджета – 160057,8 тыс. руб.,  из муниципального бюджета 130325,2 тыс. руб.

второй этап:

- 2018 год: всего – 307806,0 тыс. руб., в том числе из областного бюджета – 169661,3 тыс. руб.,  из муниципального бюджета – 138144,7 тыс. руб. 

- 2019 год: всего – 326274,4 тыс. руб., в том числе из областного бюджета – 179841,0 тыс. руб.,  из муниципального бюджета – 146433,4 тыс. руб.

- 2020 год: всего – 345850,9 тыс. руб., в том числе из областного бюджета – 190631,5 тыс. руб.,  из муниципального бюджета – 155219,4 тыс. руб

Ежегодный объём ассигнований из местного бюджета на реализацию Программы подлежит уточнению при разработке бюджета муниципального образования «Майнский район» на соответствующий финансовый год и плановый период.

Перечень мероприятий Программы с указанием предельных объёмов и источников финансирования указано в приложении №2 к Программе.

Объём средств муниципального бюджета на финансирование Программы  устанавливается решением Совета  Депутатов о местном бюджете муниципального образования «Майнский район» на очередной финансовый год и плановый период.

В рамках реализации ОЦПРО финансирование Программы будет осуществляться в виде предоставления субсидий из областного бюджета. Субсидии перечисляются на условиях не менее 25- процентного софинансирования из средств местного бюджета. Критерием отбора будут являться Программа и проектная документация на проведение соответствующих видов работ и закупку оборудования. Финансирование мероприятия Программы будет осуществляться в соответствии с соглашениями, заключенными с Министерством образования Ульяновской области.

Стоимость мероприятия по строительству зданий, реконструкции, ремонту и оснащению общеобразовательных учреждений определялась исходя из среднерыночной стоимости работ в соответствии со сметой. Стоимость мероприятий по организации социологических исследований, круглых столов, семинаров определялась исходя из среднерыночной стоимости услуг в соответствии со сметным расчётом.

Объём финансирования Программы, критерии предоставления субсидий и размер софинансирования со стороны муниципального образования определены в соответствии с ФЦПРО и ОЦПРО.

 

6. Ожидаемый эффект от реализации мероприятий программы

В результате выполнения Программы в системе образования будут обеспечены:

создание и внедрение новых  образовательных программ на всех уровнях системы образования;

внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения;

внедрение процедур независимой оценки деятельности общеобразовательных учреждений и процессов;

создание ресурсов и программ для одарённых детей; инновационное развитие образования.

При выполнении Программы  особое внимание будет уделено следующим опросам повышения эффективности экономики образования:

внедрение и поддержка механизмов государственно- частного партнёрства, обеспечивающих эффективное финансирование образования;

внедрение и поддержка механизмов и моделей хозяйственной самостоятельности общеобразовательных учреждений.

         Оценка эффективности реализации Программы будет производиться в соответствии с методикой оценки социально- экономического эффекта хода реализации ФЦПРО. В соответствии с ФЦПРО ежегодно будут анализироваться уровень достижения планируемого социально- экономического эффекта от реализации мероприятий по развитию системы образования, отклонение фактического  социально- экономического эффекта от реализации программных мероприятий по развитию системы образования от планового показателя, коэффициент роста социально- экономического эффекта от реализации мероприятий по развитию системы образования.

Отчёт о реализации мероприятий Программы с анализом их эффективности будет размещаться на сайте администрации муниципального образования «Майнский район»  ежегодно до 30 января следующего года.

 

7. Организация управления программой

Общее управление и координация Программы осуществляется администрацией муниципального образования «Майнский район». Контроль за ходом реализации Программы в части реализации соглашений с Министерством образования и науки Ульяновской области осуществляется управлением образования муниципального образования «Майнский район».

Управление образования муниципального образования «Майнский район» предоставляет всю необходимую информацию о ходе выполнения Программы в рамках участия в ОЦПРО заинтересованным ведомствам.

Управление образования муниципального образования «Майнский район» предоставляет в управление финансов муниципального образования «Майнский район» ежеквартальную информацию о ходе выполнения Программы.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к муниципальной программе

 

Целевые индикаторы муниципальной программы

«Развитие образования в муниципальном образовании «Майнский район» на 2016-2020 годы»

 

№ п/п

Наименование целевого индикатора

Единица измерения

Базовое значение целевого показателя

Значение целевого индикатора

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

1.     Подпрограмма «Организация летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и молодёжи на территории МО Майнский район»

1.1.

Количество детей, охваченных организованными формами отдыха и оздоровления

%

Чел.

80%

1693

79,7%

1693

79,9%

1697

80,0%

1700

80,3%

1705

80,6%

1702

1.2.

Софинансирование дневного оздоровительного лагеря

Чел.

1220

1220

1220

1220

1225

1225

1.3.

Лагерь труда и отдыха

Чел.

123

123

120

120

120

120

1.4.

Трудоустройство детей

Чел.

78

78

78

78

78

78

1.5.

Палаточный лагерь

Чел.

200

200

200

200

200

200

1.6.

Доля педагогов, прошедших обучение для работы в лагерях

%

89%

89%

94%

96%

98%

100%

1.7.

Доля подростков, занятых трудовой деятельностью

%

10%

15%

20%

15%

30%

30%


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

к муниципальной программе

 

 

Система мероприятий муниципальной программы «Развитие образования в муниципальном образовании «Майнский район» на 2016-2020 годы» с ресурсным обеспечением, с разбивкой по срокам

 

№ п/п

Наименование
мероприятия

Исполнитель

    программы

Источники финансирования

Финансирование мероприятия по годам (тыс. руб.)

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

Всего

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Подпрограмма «Организация летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и молодёжи на территории МО Майнский район»

1.1.

Развитие мало затратных форм отдыха (палаточные лагеря, экспедиции педагогические отряды, поисковые группы и др.)

МУ «Управление образования администрация МО «Майнский район» Ульяновской области»

бюджет
МО «Майнский район»

94,5

104,5

108,5

109,3

112,4

529,20

1.2.

Организация отдыха детей школьного возраста в оздоровительных лагерях дневного пребывания, лагерях труда и отдыха, на базе учреждений образования

МУ «Управление образования администрация МО «Майнский район» Ульяновской области»

бюджет
МО «Майнский район»

305,5

308,90

310,56

313,45

314,5

1552,91

1.3.

 Обеспечение занятости подростков, организация временных рабочих мест для них в период летних каникул.

МУ «Управление образования администрация МО «Майнский район» Ульяновской области»

бюджет
МО «Майнский район»

100

102,70

106,80

109,90

119,40

538,80

Итого по подпрограмме

 

 

500

516,10

525,86

532,65

546,30

3150,11

Подпрограмма «Обеспечение деятельности муниципального заказчика и соисполнителей муниципальной программы, строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт зданий образовательных учреждений Майнского района

2.1.

Капитальный и текущий ремонт в образовательных учреждениях Майнского района

МУ «Управление образования администрация МО «Майнский район» Ульяновской области»

бюджет
МО «Майнский район

1300,00

3682,59

1500,00

1500,00

1500,00

9482,59

 

Итого по подпрограмме

 

 

1300,00

3682596,6

1500,00

1500,00

1500,00

9482,59