Вернуться к обычному виду

Прокуратурой Майнского района проведена проверка исполнения законодательства об охране прав несовершеннолетних в ОГОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Майнский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными



Прокуратурой Майнского района проведена проверка исполнения законодательства об охране прав несовершеннолетних в ОГОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Майнский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными

Согласно ч.2 ст.155.2 Семейного кодекса РФ детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации. К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.
Согласно ч.2 ст.15 и ч.5 ст.18 Федерального закона от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия. Опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов. Исполнение опекуном и попечителем указанных обязанностей осуществляется за счет имущества подопечного.
Пунктом 3 ст.155.3 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защиту их прав и законных интересов; причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты; сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Кроме того, в соответствии со ст.60 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного Кодекса; ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
Изучение личных дел воспитанников Майнского детского дома показало, что администрацией учреждения не должным образом защищаются имущественные и жилищные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  Администрацией учреждения не используются все предусмотренные законом возможности по охране прав и интересов детей, допускается пассивность в работе.
    Так, в ходе изучения личного дела воспитанника детского дома Б.Ю.Н. установлено, что 23.04.2012 администрацией детского дома в ОСП по Заволжскому району было направлено заявление о розыске матери несовершеннолетнего Б.А.А., вместе с тем, до момента проверки информация о результатах розыскных мероприятий в детский дом не поступала. Запрос от 05.06.2012 оставлен без ответа.    
Таким образом, администрация детского дома на протяжении более 3 месяцев не располагала информацией о месте нахождения должника, что влечет нарушение прав ребёнка на своевременное получение средств на его содержание. Мер к направлению жалоб на бездействие ОСП в вышестоящие органы предпринято не было.
    Аналогичные нарушения выявлены в ходе изучения личных дел М.В.А., М.М.А.
    Проверкой установлено, что отец несовершеннолетнего Ж.А.С. Ж.С.А., будучи обязанным уплачивать алименты на основании решения суда, указанную обязанность не исполняет. Запрос о ходе ведения исполнительного производства от 24.03.2012 в ОСП Ульяновского района оставлен без ответа, заявление о привлечении к уголовной ответственности, направленное лишь 05.06.2012, также оставлено без ответа.
    Изучение личного дела А.Р.А. показало, что для осуществления перечислений средств на содержание несовершеннолетнего 16.04.2012 в ОСП Засвияжского района г.Ульяновска были направлены реквизиты, однако до момента проверки указанные средства от матери несовершеннолетнего Ф.Р.В. не поступали, мер к направлению жалоб на бездействие ОСП в вышестоящие органы предпринято не было, заявление о привлечении к уголовной ответственности по ч.1 ст.157 УК РФ не направлялось.
    Аналогичное нарушение выявлено в ходе изучения личного дела С.С.В.
    В ходе изучения личного дела несовершеннолетней Щ.Т.В. установлено, что в детский дом указанная несовершеннолетняя поступила 14.06.2012, вместе с тем, последняя проверка сохранности закреплённого жилья проводилась 27.12.2011. Запросы о проведении повторной проверки органы опеки и попечительства не направлялись.
Согласно п.3 ст.14 Федерального закона №120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» администрации интернатных учреждений осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, обучающихся или содержащихся в указанных учреждениях, а также участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними.
   В соответствии с требованиями ст.2 указанного Федерального закона основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
    В нарушение отмеченных требований закона работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних организована на низком уровне.
Так, не уделяется внимания сложившейся негативной практике самовольного оставления детского дома несовершеннолетними воспитанниками учреждения.
    По состоянию на 20.08.2012 в истекшем периоде 2012 года зарегистрировано 7 фактов самовольного оставления детского дома 4 воспитанниками.
    До настоящего времени не разысканы воспитанники К.Я.В., 1996 г.р., и П.А.С., 1996 г.р., самовольно оставившие детский дом в текущем году, и воспитанники В.М.Л., 1994 г.р., В.С.Л., 1996 г.р., самовольно покинувшие детский дом в 2009 году.
Совершение указанных самовольных уходов указывает на просчеты в проводимой профилактической работе с воспитанниками, допущенные администрацией учреждения.
Недостаточно эффективно организована профилактическая работа с несовершеннолетними воспитанниками, состоящими на учёте в органах системы профилактики.
Так, проверкой установлено, что воспитанник М.О.Е. состоял на учёте в ПДН МО МВД России «Майнский» с 10.01.2012 за совершение административного правонарушения до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.
14.08.2012 постановлением Ульяновского районного суда Ульяновской области уголовное дело по обвинению несовершеннолетнего М.О.Е. в совершении преступления, предусмотренного п.«а» ч.3 ст.158 УК РФ, было прекращено на основании ст.ст.90, 91 УК РФ, и указанному несовершеннолетнему были назначены принудительные меры воспитательного воздействия в виде предупреждения и передачи под надзор специализированного государственного органа Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования «Майнский район».
Факт совершения преступления воспитанником детского дома свидетельствует о недостаточности мер профилактического характера, предпринимаемых администрацией детского дома в отношении вышеуказанной категории несовершеннолетних.
Указанные нарушения законодательства являются следствием ослабления контроля со стороны должностных лиц учреждения и могут повлечь нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, что недопустимо.
По результатам проверки внесено представление об устранении нарушений закона.


Возврат к списку