Вернуться к обычному виду

Прокуратурой Майнского района проведена проверка исполнения законодательства об охране прав несовершеннолетних в ОГКОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Белоозерский детский дом «Надежда» для детей с ограниченными возможност



Прокуратурой Майнского района проведена проверка исполнения законодательства об охране прав несовершеннолетних в ОГКОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Белоозерский детский дом «Надежда» для детей с ограниченными возможност

Согласно ч.2 ст.155.2 Семейного кодекса РФ детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации. К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.
Согласно ч.2 ст.15 и ч.5 ст.18 Федерального закона от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия. Опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов. Исполнение опекуном и попечителем указанных обязанностей осуществляется за счет имущества подопечного.
Пунктом 3 ст.155.3 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защиту их прав и законных интересов; причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты; сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Кроме того, в соответствии со ст.60 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного Кодекса; ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
Изучение личных дел воспитанников детского дома показало, что администрацией учреждения не должным образом защищаются имущественные и жилищные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  Администрацией учреждения не используются все предусмотренные законом возможности по охране прав и интересов детей, допускается пассивность в работе.
    Так, в ходе изучения личного дела С.В.В. установлено, что 11.01.2012 администрацией учреждения из ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области, в котором содержится отец несовершеннолетнего С.В.Д., было получено сообщение о назначении последнему пенсии, вместе с тем, заявления в суд, вынесший решение о взыскание алиментов, о направлении исполнительного листа в вышеуказанное исправительное учреждение были направлены лишь 03.05.2012 и 01.06.2012. Таким образом, алименты в пользу несовершеннолетнего до момента проверки не взыскивались. Сообщение о направлении исполнительного листа получено не было.
    12.03.2012 мать вышеуказанного несовершеннолетнего С.Т.Г. была осуждена по ч.1 ст.157 УК РФ к наказанию в виде 7 месяцев исправительных работ с удержанием 10% из заработной платы в доход государства. На повторный запрос администрации учреждения был получен ответ из филиала по Ульяновскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Ульяновской области о замене исправительных работ лишением свободы, однако информация об исполнении вышеуказанного приговора получена не была. Запрос о месте отбывания наказания от 14.06.2012 оставлен без ответа.
    Изучение личного дела Т.И.Р. показало, что постановлением от 27.02.2012 было отказано в возбуждении уголовного дела, предусмотренного ч.1 ст.157 УК РФ, вместе с тем, действенные меры к получению информации о ходе ведения исполнительного производства предприняты не были. Запросы в ОСП по Барышскому району от 11.04.2012, 23.05.2012, 19.06.2012 оставлены без ответа.
    Аналогичное нарушение выявлено в ходе изучения личного дела Т.Д.А., информация о ходе ведения исполнительного производства была получена лишь 28.07.2012, а заявление о привлечении к уголовной ответственности матери несовершеннолетнего Т.И.В. от 23.07.2012 оставлено без ответа.
    В ходе изучения личного дела К.В.А. установлено, что указанная несовершеннолетняя была переведена в учреждение из ГУЗ «Областной специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» 23.03.2012. В соответствии с соглашением об уплате алиментов, заключенным между родителями несовершеннолетней К.А.С., К.О.С. и вышеуказанным учреждением здравоохранения, указанное обстоятельство послужило основанием к прекращению алиментных обязательств, вместе с тем, до момента проверки мер к взысканию алиментов в судебном порядке администрацией учреждения предпринято не было.
Указанные нарушения законодательства являются следствием ослабления контроля со стороны должностных лиц учреждения и могут повлечь нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, что недопустимо.
По результатам проверки внесено представление об устранении нарушений закона.


Возврат к списку