Вернуться к обычному виду

Прокуратурой Майнского района проведена проверка исполнения законодательства о защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, в ходе которой выявлены нарушения действующего законо



Прокуратурой Майнского района проведена проверка исполнения законодательства о защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, в ходе которой выявлены нарушения действующего законо

Так, в силу ч.1 ст.6 Федерального закона от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству.
В соответствии ч.1 ст.2 Закона Ульяновской области от 31.07.2009 №115-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области отдельными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних», Ульяновская область наделяет органы местного самоуправления муниципальных районов Ульяновской области полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.
Согласно ч.1 ст.122 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.
Вместе с тем, как установлено проведённой проверкой, 25.10.2011 отделом опеки и попечительства были выявлены безнадзорные несовершеннолетние Ч.А.О. и Ч.А.О., о чём был составлен соответствующий акт. Однако, обследование условий жизни детей было проведено лишь 17.11.2011.
В соответствии с ч.2 ст.122 СК РФ орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка (статья 123 настоящего Кодекса) и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Проверкой установленного, что установленный месячный срок устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должностными лицами отдела опеки и попечительства не соблюдается.
Так, несовершеннолетняя К.А.А., поставленная на учёт 09.01.2012, была помещена в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 27.02.2012.
Аналогичные нарушения сроков устройства детей выявлены в ходе изучения личных дел Ф.Д.Д., В.Д.В., В.Е.В.
Более того, в нарушение установленной Административным регламентом Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и выдачи предварительных разрешений на усыновление детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, формы ведения журнала первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, сведения о дате устройства несовершеннолетних В.Д.В., В.Е.В., К.О.А., Ж.А.А., а также о виде устройства несовершеннолетних Е.К.М. и К.А.А. в журнале отсутствовали.
В журнале учёта детей, переданных на воспитание в приёмную семью, отсутствовала информация о дате подачи заявления в отношении несовершеннолетних Г.Ю.А. и Г.А.А.
В ходе проверки выявлены грубейшие нарушения законодательства в части установленных сроков проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных.
В соответствии с ч.2 ст.24 Федерального закона от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В силу п.4 Правил осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 №423 при помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного:
а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;
б) 1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;
в) 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.
Согласно п.11 Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, утверждённых вышеуказанным постановлением Правительства РФ, контроль за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье осуществляется в соответствии с Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года №423.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанного законодательства проверка условий жизни подопечной П.В.В. последний раз проводилась 18.04.2011.
Такого рода халатное отношение к проведению проверок условий жизни несовершеннолетних подопечных и переданных на воспитание в приёмную семью выявлено в ходе изучения всех без исключения 19 личных дел лиц указанной категории.
Согласно ч.1 ст.25 Федерального закона от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).
В соответствии с ч.3 ст.25 вышеуказанного Федерального закона отчет опекуна или попечителя утверждается руководителем органа опеки и попечительства.
Вместе с тем, проверкой установлено, что содержащиеся в личных делах Л.В.И., П.В.В., Н.Н.С. отчёты опекунов не утверждены.
Более того, в личных делах Б.И.В., Н.А.А., П.А.В., Т.А.Г., М.В.А., М.Е.А., П.В.Р., В.Б.Р., Б.И.В., К.Е.В., Б.А.Р. отчёты о хранении, об использовании имущества подопечных и об управлении имуществом подопечных отсутствуют.
В соответствии с ч.2 ст.18 Федерального закона от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опись имущества подопечного составляется органом опеки и попечительства в присутствии опекуна или попечителя, представителей товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющего управление многоквартирным домом, управляющей организации либо органов внутренних дел, а также несовершеннолетнего подопечного, достигшего возраста четырнадцати лет, по его желанию. При составлении описи имущества подопечного могут присутствовать иные заинтересованные лица. Опись имущества подопечного составляется в двух экземплярах и подписывается всеми лицами, участвующими в ее составлении. Один экземпляр описи передается опекуну или попечителю, другой экземпляр описи подлежит хранению в деле подопечного, которое ведет орган опеки и попечительства.
Проведенной проверкой установлено, что в описях имущества, имеющихся в личном деле А.В.А., А.Д.А., подпись опекуна отсутствует. Указанные описи не содержат информации об отличительных индивидуальных признаках имущества, степени износа, стоимости.
В нарушение ст.122 СК РФ органами опеки и попечительства должным образом не используются средства массовой информации для доведения до населения не являющихся конфиденциальными сведений о детях, подлежащих передаче на воспитание в семью, эффективность такой работы нулевая (в 2011 году – 2 публикации, в 2012 году – не направлялись).
Отмеченные в настоящем представлении факты стали возможными в связи с отсутствием надлежащего ведомственного контроля со стороны должностных лиц администрации МО «Майнский район» и грубо нарушают гарантированные Конституцией РФ права несовершеннолетних, что является недопустимым и терпимо быть не может.
По результатам проверки внесено представление об устранении нарушений закона.


Возврат к списку