Вернуться к обычному виду

Прокуратурой Майнского района проведена проверка исполнения законодательства об охране прав несовершеннолетних в ОГОУ для детей – сирот и детей



Прокуратурой Майнского района проведена проверка исполнения законодательства об охране прав несовершеннолетних в ОГОУ для детей – сирот и детей

Прокуратурой Майнского района проведена проверка исполнения законодательства об охране прав несовершеннолетних в ОГОУ для детей – сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей Тагайская специальная (коррекционная) школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья «Островок надежды», в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.
Так, согласно п.1 ст.17 Федерального закона от 30.03.1999  №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила.
В соответствии со ст.28 вышеуказанного Федерального закона в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В ходе проверки выявлены нарушения санитарного законодательства. Так, на момент проверки для защиты детей от солнца и осадков на территории групповой площадки теневой навес площадью не менее 40 кв.м. не установлен (нарушен п.2.1.7. СП 2.4.990-00); высота установки детских санитарных приборов - умывальных раковин, в санитарной комнате семьи №5 не соответствовала нормируемым величинам (превышает 0,4 м. от пола) (нарушен п.2.2.2.6. СП 2.4.990-00); надворный туалет в учебном корпусе морально устарел, сквозняки (нарушен п.8.5. СанПиН 2.4.2.2821-10); классные доски не оборудованы софитами (нарушен п.7.26. СанПиН 2.4.2.2821-10); около умывальных раковин вывешены тканевые полотенца ( нарушен п.4.25. СанПиН 2.4.2.2821-10).
Согласно п.3 ст.14 Федерального закона №120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» администрации интернатных учреждений осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, обучающихся или содержащихся в указанных учреждениях, а также участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними.
   В соответствии с требованиями ст.2 указанного Федерального закона основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
    В нарушение отмеченных требований закона работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних организована на недостаточном уровне.
Так, не достаточно уделяется внимания сложившейся негативной практике самовольного оставления детского дома несовершеннолетними воспитанниками учреждения.
    На момент проверки в истекшем периоде 2011 года зарегистрированы 3 факта самовольного оставления детского дома одной и той же воспитанницей.
Совершение указанных самовольных уходов указывает на просчеты в проводимой профилактической работе с воспитанниками, допущенные администрацией учреждения.
Пунктом 3 ст.155.3 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защиту их прав и законных интересов; причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты; сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Кроме того, в соответствии со ст.60 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного Кодекса; ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
Изучение личных дел воспитанников Майнского детского дома показало, что администрацией учреждения не должным образом защищаются имущественные и жилищные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  Администрацией учреждения не используются все предусмотренные законом возможности по охране прав и интересов детей, допускается пассивность в работе.
    Так, в ходе изучения личного дела Кузьминой А.Ю., 13.04.1996 г.р., установлено, что последняя проверка сохранности жилья проводилась 26.10.2010, однако действенных мер, направленных на обеспечение сохранности жилья несовершеннолетнего предпринято не было, запросы в Департамент профессионального образования и охраны прав несовершеннолетних от 24.03.2011, 04.08.2011 о проведении проверок сохранности жилья оставлены без ответа. Администрацией не приняты меры по направлению жалоб на бездействия должностных лиц в вышестоящие организации.
    Аналогичные нарушения выявлены в ходе изучения личного дела Фролова В.А., 15.06.2000 г.р. Последняя проверка сохранности жилья проводилась 25.01.2011. Запросы о проведении проверок в 2011 году не направлялись.
    В ходе изучения личных дел Ураева М.Р., 05.11.1997 г.р., Ураевой А.Р., 10.04.1999 г.р., Ураева Р.Р., 01.12.2001 г.р., установлено, что решением Барышского районного суда Ульяновской области от 23.06.2006 родители несовершеннолетних лишены родительских прав, этим же решением с них взысканы алименты. В период 2010 – истекший период 2011 года средства на содержание несовершеннолетних не перечислялись. Действенных мер к взысканию задолженности по алиментам администрацией учреждения не предпринималось. Запросы в ОСП по Барышскому району от 05.01.2011, 05.08.2011 остались без ответа, однако жалобы на бездействие вышестоящим должностным лицам не направлялись.
    Аналогичные нарушения, выразившиеся в отсутствии контроля за поступлением средств на содержание несовершеннолетних, выявлены в ходе изучения личных дел Кузьминой А.Ю., 13.04.1996 г.р., Морозовой Д.С., 24.02.1999 г.р.
В ходе изучения личного дела Каплина Д.В. установлено, что последняя проверка сохранности закреплённого жилого помещения была проведена 16.11.2009. Результаты проверки были зафиксированы в акте материально-бытового и семейного положения который не содержал подробной характеристики жилья с указанием его статуса, технического состояния, не имеют выводов о его пригодности, наличия задолженности по оплате коммунальных услуг. По истечении более 1 года, то есть 10.01.2011, администрацией учреждения был направлен запрос отдел образования администрации МО «Вешкаймский район» в ответ на который, специалистом отдела опеки и попечительства был дан ответ о том, что жильё, закреплённое за несовершеннолетним, признано непригодным для проживания 19.04.2010, и Каплин Д.В. был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жильём. Вместе с тем, соответствующие документы в личном деле отсутствуют, запрос от 26.07.2011 оставлен без ответа.
     Крайне негативно сказывается на деятельности администрации в сфере защиты прав несовершеннолетних тот факт, что корреспонденция, включающая в себя запросы о предоставлении информации и жалобы на бездействие должностных лиц, не направляется заказной почтой, что становится причиной неполучения органами и должностными лицами указанной корреспонденции и исключает возможность контролировать её направление.
Указанные нарушения законодательства являются следствием ослабления контроля со стороны должностных лиц учреждения и могут повлечь нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, что недопустимо.
  По результатам проверки направлено представление об устранении нарушений закона.

Возврат к списку