Вернуться к обычному виду

Прокуратурой Майнского района проведена проверка исполнения законодательства об охране прав несовершеннолетних в ОГОУ для детей – сирот и детей



Прокуратурой Майнского района проведена проверка исполнения законодательства об охране прав несовершеннолетних в ОГОУ для детей – сирот и детей

Прокуратурой Майнского района проведена проверка исполнения законодательства об охране прав несовершеннолетних в ОГОУ для детей – сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей Майнский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Орбита», в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.
Согласно п.3 ст.14 Федерального закона №120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» администрации интернатных учреждений осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, обучающихся или содержащихся в указанных учреждениях, а также участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними.
   В соответствии с требованиями ст.2 указанного Федерального закона основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
    В нарушение отмеченных требований закона работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних организована на низком уровне.
Так, не уделяется внимания сложившейся негативной практике самовольного оставления детского дома несовершеннолетними воспитанниками учреждения.
    По состоянию на 30.08.2011 в истекшем периоде 2011 года зарегистрировано 9 фактов самовольного оставления детского дома 9 воспитанниками.
    До настоящего времени не разысканы воспитанники Кузнецова Я.В., 1996 г.р., и Кузнецова А.В., 1994 г.р., самовольно оставившие детский дом в текущем году, и воспитанники Волошин М.Л., 1994 г.р., Волошина С.Л., 1996 г.р., самовольно покинувшие детский дом в 2009 году.
Несмотря на значительное число самовольных уходов из учреждения, на момент проверки сроки исполнения мероприятий в плане работы с воспитанниками детского дома, склонных к самовольным уходам и бродяжничеству, оканчиваются в мае 2011 года. Так, в плане отсутствовали мероприятия, осуществляемые с привлечением специалистов учреждений и ведомств системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
Пунктом 3 ст.155.3 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защиту их прав и законных интересов; причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты; сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Кроме того, в соответствии со ст.60 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного Кодекса; ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
Изучение личных дел воспитанников Майнского детского дома показало, что администрацией учреждения не защищаются имущественные и жилищные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  Администрацией учреждения не используются все предусмотренные законом возможности по охране прав и интересов детей, допускается пассивность в работе.
    Так, с сопроводительным письмом от 12.12.2008 администрацией учреждения получено свидетельство о государственной регистрации права собственности несовершеннолетнего Борщ М.Э. на ½ доли кв.8 в д.55 по ул. Автозаводской в г.Ульяновске, однако, указанный воспитанник на данной жилой площади не зарегистрирован.
    Жилое помещение, закрепленное за Мазаевым В.А., было признано непригодным для проживания комиссией по признанию граждан нуждающимися в жилых помещениях решением от 24.07.2009. Однако Мазаев В.А. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с требованиями ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» только 17.05.2010 в связи с тем, что обращение по данному факту было направлено 08.02.2010 в отдел образования администрации МО «Мелекесский район», тогда как указанный несовершеннолетний был выявлен как беспризорный в г.Димитровграде. Только после направления повторного обращения 01.04.2010 в управление образования г.Димитровграда Мазаев В.А. был поставлен на учёт.
    В личном деле воспитанника Самошина А.В., 1998 г.р., имеются запросы о проведении обследования закреплённого за несовершеннолетним жилого помещения от 09.08.2010, 04.10.2010, на которые акт проверки сохранности жилого помещения получен только 18.10.2010.  Аналогичные запросы по проведению проверки сохранности жилья направлены 26.04.2011, 08.07.2011, однако, до настоящего времени акт сохранности не представлен.
    Запросы о проведении проверок сохранности жилья в личном деле Банновой М.А., 1996 г.р., были направлены 26.04.2011 и 08.07.2011, в ответ на которые акт проверки сохранности жилого помещения был представлен от 14.07.2011. Таким образом, в результате бездействия администрации обследование жилого помещения в первом полугодии 2011 года не проводилось.
     В личном деле Мазаева В.А. имеются запросы о проведении проверок сохранности жилья от 26.04.2011, 08.07.2011, оставшиеся без ответа.
Администрацией учреждения не приняты меры по направлению жалоб на бездействия должностных лиц в вышестоящие организации, направлению запросов с уведомлением о вручении.
Не принимается должных мер по получению алиментов в пользу Самошина А.В., 1998 г.р., и Самошина А.В., 1997 г.р., с их матери Самошиной С.В. 14.06.2011 Самошина С.В. была осуждена к наказанию в виде исправительных работ, и с нее должны были удерживаться алименты. Однако алименты с Самошиной С.В. взысканы не были. Должных мер по установлению причин неуплаты администрацией учреждения принято не было, запрос в уголовно-исполнительную инспекцию Майнского района от 08.07.2011 оставлен без ответа.
Указанные нарушения законодательства являются следствием ослабления контроля со стороны должностных лиц учреждения и могут повлечь нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, что недопустимо.
По результатам проверки направлено представление об устранении нарушений закона.

Возврат к списку