Вернуться к обычному виду

Прокуратурой Майнского района проведена проверка исполнения законодательства об охране прав несовершеннолетних



Прокуратурой Майнского района проведена проверка исполнения законодательства об охране прав несовершеннолетних

Прокуратурой Майнского района проведена проверка исполнения законодательства об охране прав несовершеннолетних в ОГОУ для детей – сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей Белоозерский  детский дом «Надежда» для детей с ограниченными возможностями здоровья, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.
Так, согласно п.1 ст.17 Федерального закона от 30.03.1999  №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила.
В соответствии со ст.28 вышеуказанного Федерального закона в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В ходе проверки выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Так, на момент проверки в игровой комнате семьи №1 (дошкольная группа детей) столы, стулья не соответствовали требованиям, предъявляемым к функциональным размерам детской дошкольной мебели, фактически одного размера (нарушен п.2.4.2. СП 2.4.990-00); количество тумбочек и стульев в спальной комнате №3, не соответствовало числу проживающих (нарушен п.2.4.9. СП 2.4.990-00); ведро для сбора отходов в производственном помещении пищеблока было не промаркировано, не имело крышки (нарушен п.2.11.20. СП 2.4.990-00); тазы, предназначенные для мытья тела и ног фактически одной формы и цвета (нарушен п.6 СП №982-72).
Согласно п.3 ст.14 Федерального закона №120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» администрации интернатных учреждений осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, обучающихся или содержащихся в указанных учреждениях, а также участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними.
   В соответствии с требованиями ст.2 указанного Федерального закона основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
    В нарушение отмеченных требований закона работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних организована на недостаточном уровне.
Так, не уделяется внимания сложившейся негативной практике самовольного оставления детского дома несовершеннолетними воспитанниками учреждения.
    На момент проверки в августе 2011 года зарегистрирован факт самовольного оставления детского дома 3 воспитанниками.
Совершение указанного самовольного ухода воспитанниками школы-интерната указывает на просчеты в проводимой профилактической работе с воспитанниками, допущенные администрацией учреждения.
Пунктом 3 ст.155.3 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защиту их прав и законных интересов; причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты; сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Кроме того, в соответствии со ст.60 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного Кодекса; ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
Изучение личных дел воспитанников Майнского детского дома показало, что администрацией учреждения не должным образом защищаются имущественные и жилищные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  Администрацией учреждения не используются все предусмотренные законом возможности по охране прав и интересов детей, допускается пассивность в работе.
    Так, в ходе изучения личного дела Тибаева И.Р., 09.06.1998 г.р., установлено, что решением Барышского районного суда Ульяновской области от 06.03.2003 мать несовершеннолетнего лишена родительских прав, этим же решением с Тибаевой Т.Ф. взысканы алименты в размере 1/3 всех видов доходов. 15.11.2010 было получено сообщение от службы судебных приставов о том, что Тибаева Т.Ф. работает в СПК «Искра» с.Павловка Барышского района. 13.12.2010 администрацией детского дома направлен исполнительный лист в ОСП по Барышскому району. Однако алименты от матери несовершеннолетнего Тибаева И.Р. не поступали, администрацией учреждения действенных мер не принято, запросы от 18.02.11, 14.04.2011, 06.09.2011 в ОСП по Барышскому району остались без ответа. Копия запроса в прокуратуру Барышского района была направлена лишь 06.08.2011.
    Таким образом, администрацией учреждения несвоевременно предпринимаются меры обеспечению права несовершеннолетнего на своевременно получение средств на их содержание.
    В ходе изучения личного дела Сливкова В.В., 06.02.1999 г.р., установлено, что 28.07.2010 администрацией учреждения был получен акт проверки сохранности жилого помещения от 08.06.2010 согласно которому на данной жилой площади было зарегистрировано более 5 человек, и норма жилой площади составляла менее 5 кв.м. на человека. Вместе с тем, обращение о включении несовершеннолетнего в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жильём, было направлено лишь 12.10.2010.
    Аналогичное нарушение вывялено при изучении личного дела Яхудина Р.М., 15.12.1997 г.р. Акт о признании закреплённого жилого помещения непригодным для проживания получен 06.05.2010, однако обращение о включении несовершеннолетнего в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жильём, было направлено лишь 08.11.2010.
    Кроме того, при изучении личного дела Сливкова В.В. установлено, что мать несовершеннолетнего Сливкова Т.Г. 12.11.2010 приговором мирового судьи судебного участка №2 Майнского района была осуждена к 7 месяцам исправительных работ с удержанием в доход государства 10% заработной платы, вместе с тем, запрос в УФСИН России по Ульяновской области был направлен только 16.02.2011, а запросы от 24.06.2011, 06.09.2011 оставлены без ответа.
    Также ненадлежащие меры по включению в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жильём, были предприняты в отношении Овсянникова Е.П., 26.06.1994 г.р. Запросы о постановке указанного несовершеннолетнего направлялись 14.04.2010, 19.10.2010, 19.04.2011.
Администрацией не приняты меры по направлению жалоб на бездействия должностных лиц в вышестоящие организации, направлению запросов с уведомлением о вручении, в связи с чем, Овсянников Е.П. был включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жильём, лишь 08.04.2011.
     Крайне негативно сказывается на деятельности администрации в сфере защиты прав несовершеннолетних тот факт, что корреспонденция, включающая в себя запросы о предоставлении информации и жалобы на бездействие должностных лиц, не направляется заказной почтой, что становится причиной неполучения органами и должностными лицами указанной корреспонденции и исключает возможность контролировать её направление.
Указанные нарушения законодательства являются следствием ослабления контроля со стороны должностных лиц учреждения и могут повлечь нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, что недопустимо.
По результатам проверки направлено представление об устранении нарушений закона.

Возврат к списку