Вернуться к обычному виду

Прокуратурой Майнского района проведена проверка исполнения должностными лицами МО МВД России «Майнский» законодательства в сфере профилактики и борьбы с правонарушениями в быту, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.



Прокуратурой Майнского района проведена проверка исполнения должностными лицами МО МВД России «Майнский» законодательства в сфере профилактики и борьбы с правонарушениями в быту, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Прокуратурой Майнского района проведена проверка исполнения должностными лицами МО МВД России «Майнский» законодательства в сфере профилактики и борьбы с правонарушениями в быту, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
          Результаты проверки свидетельствуют об имеющихся нарушениях в вы-шеуказанной сфере.
          Так, в соответствии с п. 4  ч. 1  ст. 12  Федерального  закона  от  07.02.2011
№ 3-ФЗ «О полиции» на полицию возложены обязанности по выявлению при-чин преступлений и административных правонарушений и условий, способст-вующих их совершению, принятию в пределах своих полномочий мер по их устранению; выявлению лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проведению с ними индивидуальной профилактической работы; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвовать в пропаганде правовых знаний.
    В целях совершенствования организации деятельности участковых уполномоченных полиции по профилактике преступлений и иных правонарушений издан Приказ МВД России от 31.12.2012 № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции», которым утверждено Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции (далее – Наставление).
    В соответствии Наставлениями паспорта на административные участки должны содержать следующие сведения о представляющих профилактический интерес лицах:
    - освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых имеется информация об отрицательном поведении в быту;
    - осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, или которым назначено наказание в виде лишения свободы условно;
    - о привлеченных к административной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также за их потребление без назначения врача;
    - о состоящих на учете с диагнозами «Алкоголизм» и «Наркомания».
Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что вышеуказанные требования Наставлений участковыми уполномоченными МО МВД России «Майнский» при ведении паспортов административных участков игнорируются.
    Так, согласно паспорта на административный участок № 5 на территории участка лиц, больных алкоголизмом или наркоманией и состоящих на учете не имеется.
    Вместе с тем, проверкой установлено, что на ст. Выры проживает 8 лиц, состоящих с диагнозом «Алкоголизм» и 1 с диагнозом «Наркомания», с диагнозом «Алкоголизм» проживают лица в п. Безречный (7), п. Безлесный (6), с. Полбино (6).
    Отсутствуют сведения о лицах, больных наркоманией и алкоголизмом в паспортах административного участка № 6 (проживают д. Кадышевка 5 лиц, д. Путиловка 1 лицо, п. Гимово 10 лиц, с. Сухаревка 2 лица с диагнозом «Алкоголизм» и 1 с диагнозом «Наркомания», с. Карлинское 3 лица, с. Репьевка Космынка 6 лиц), административного участка № 8 (проживают с. Старые Маклауши 6 лиц, с. Новые Маклауши 13 лиц, с. Чуфарово 2 лица, с. Чирикеево  3 лица), административного участка № 4 (в р.п. Игнатовка проживает 31 лицо), административных участков № 1 и № 2 (в р.п. Майна проживает не менее 96 лиц, состоящих на учете с диагнозом «Алкоголизм», 1 с диагнозом «Наркомания»).
    Вышеизложенное свидетельствует о неисполнении п. 63.2 Наставления о проведении индивидуальной профилактической работы с больными алкоголизмом или наркоманией, состоящими на учете в медицинской организации и представляющими опасность для окружающих, а также с членами их семей, другими гражданами, которые могут оказать на них профилактическое воздействие.
    В паспорте административного участка № 2 отсутствуют сведения о ли-цах, освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых судом установлены ограничения.
    В паспортах на административные участки № 1 и № 4 в подразделе 13 отсутствуют сведения о проведении профилактической работы в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых судом установлены ограничения.  
    В ходе изучения паспортов административных участков № 1 и № 2 установлено, что участковыми уполномоченными в них не в полном объеме отражаются сведения о лицах, в отношении которых судом установлены ограничения.
Так, решением Майнского районного суда Ульяновской области от 26.04.2014 в отношении Ч. установлен административный надзор сроком на 3 года, а также ограничения: не покидать жилище с 22.00 часов до 6.00 часов, не посещать места массового пребывания граждан, питейные заведения, не выезжать за пределы муниципального образования, 1 раз в месяц являться на регистрацию в орган внутренних дел
    Вместе с тем, в паспортах на административные участки № 1 и № 2 сведения о Ч. отсутствуют.
    Установлено, что  в соответствии с постановлением суда от 22.07.2014 А. оставшаяся часть наказания в виде лишения свободы заменена на наказание в виде ограничения свободы.
    Вместе с тем, сведения об указанном лице в паспорте на административ-ный участок № 5 также отсутствуют.
Кроме того, в ходе проведенной проверки было установлено, что в 2013 году судами Майнского района к административной ответственности за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача было привлечено 11 лиц, в истекшем периоде 2014 года 6 лиц.
Вместе с тем, ни в одном из паспортов административных участков в подразделах 18 сведений об указанных лицах не имеется.
Во всех паспортах на административные участки отсутствует актуальная информация о проверках несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних.
Ненадлежащее ведение паспортов административных участков свидетельствует об отсутствии информированности органов полиции о состоянии законности на административных участках, актуализированной и объективной информации о криминогенной ситуации на поднадзорной территории.
Бездействие участковых уполномоченных полиции МО МВД России «Майнский» не отвечает целям и задачам органов полиции, делает невозмож-ным профилактику, предупреждение, раннее выявление и пресечение правонарушений и преступлений на поднадзорной территории.
Более того, в ходе проведенной проверки установлено, что участковыми уполномоченными полиции МО МВД России «Майнский», в нарушение пунктов 43 и 44 Наставления в течение года посещаются не все квартиры (жилые дома, комнаты), расположенные на участке, а также не в каждом случае вручаются визитные карточки.
Кроме того, должностными лицами МО МВД России «Майнский» не ис-пользуются полномочия по привлечению к административной ответственности, предусмотренной ст. 20.25 КоАП РФ за неуплату административного штрафа в срок.
    Так, Х. 03.05.2014 и 24.05.2014 была привлечена к административной ответственности по ст. 20.21 КоАП РФ и ей были назначены наказания в виде штрафа.
    Однако по состоянию на 04.09.2014 Х. наказания в виде штрафа не исполнены, сотрудниками МО МВД России «Майнский» она к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ привлечена не была.
    Аналогичным образом уведены от административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ С. (привлечен к административной ответственности по ст. 20.21 23.10.2013), Г. (привлечен к административной ответственности по ст. 20.21 КоАП РФ 14.11.2013), М. (привлечен к административной ответственности по ст. 20.21 КоАП РФ 03.02.2014.
    Кроме того, изучение планов работы МО МВД России «Майнский» на 2013 год показало, что мероприятия по противодействию преступлениям и правонарушениям в сфере незаконного оборота наркотиков не планировались.
План работы МО МВД России «Майнский» на 2014 год предусматривает лишь проведение мероприятий по выявлению и документированию преступной деятельности поставщиков и сбытчиков наркотических средств, преступных групп, в том числе сформированных по этническому признаку.
При этом, конкретные исполнители и сроки выполнения мероприятий планом на 2014 год не предусмотрены.
Мероприятия по противодействию правонарушениям, в том числе по принятию мер по уничтожению дикорастущих наркосодержащих растений, в 2014 году не запланированы.
Вместе с тем, анализ практики привлечения лиц к административной от-ветственности в 2013 году – истекшем периоде 2014 года по ст.ст. 6.8, 6.9  КоАП РФ показал, что из 17 лиц 15 привлечены за потребление дикорастущих наркосодержащих растений.
Результаты осуществления прокурорского надзора за состоянием законности при реализации сотрудниками межмуниципального отдела МВД России «Майнский» установленных законом полномочий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних свидетельствуют о многочисленных нарушениях, допускаемых в указанной сфере.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.12 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» на полицию возложена обязанность выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвовать в пропаганде правовых знаний.
В силу ст.20 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолет-них» органы внутренних дел в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.5 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Проведённой проверкой установлено, что в результате подворового обхода, организованного Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации МО «Майнский район» на территории Майнского района Ульяновской области в августе 2014 года, в с. Подлесное Майнского района была выявлена семья К., имеющая признаки социального неблагополучия.
По результатам выявления семьи специалистами указанного органа была запрошена характеристика обучающейся 6 класса МОУ Подлеснинская ООШ А. 2002 г.р., из которой следует, что указанная несовершеннолетняя показывает слабые знания учебного материала, воспитывается в неблагополучной семье, мать несовершеннолетней часто оставляет детей без присмотра, с классным руководителем не сотрудничает, на родительские собрания не посещает, учебным процессом дочери не интересуется.
Вместе с тем, неблагополучная ситуация в вышеуказанной семье ответственными лицами ПДН МО МВД России «Майнский» своевременно не выявлена, мер, направленных на исправление ситуации, не принималось.
Попустительство в профилактической работе с указанной семьёй, а также неисполнение обязанностей, предусмотренных Законом, в значительной мере стало причиной жестокого обращения с вышеуказанной несовершеннолетней.
Приговором мирового судьи судебного участка № 1 Майнского судебного района Ульяновской области от 13.08.2014 сожитель матери несовершеннолетней – Х. был признан виновным в  совершении побоев в отношении малолетней А. из хулиганских побуждений и ему назначено наказание в виде десяти месяцев исправительных работ.
Проверкой установлено, что деятельность по выявлению родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию, не организована.
    Так, в текущем году в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации МО «Майнский район» (далее – КДН и ЗП) поступило лишь 25 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.
    Однако данный цифровой показатель не свидетельствует о снижении ко-личества правонарушений в названной сфере правоотношений, поскольку ре-альное состояние дел продолжает оставаться неблагополучным.
Об указанных обстоятельствах свидетельствует тот факт, что с мая по сентябрь текущего года на учёт в КДН и ЗП в результате проведённых межведомственных рейдов и подворовых обходов по ходатайству УМЗ и СР поставлено на учёт 7 семей, находящихся в социально опасном положении, с указанием причины постановки: недостаточный контроль за детьми, ненадлежащие условия проживания детей.
    Более того, только в августе 2014 года решениями Майнского районного суда Ульяновской области 3 родителей лишены родительских прав в связи с ненадлежащим исполнением своих родительских обязанностей.
Кроме того, качество протоколов об административных правонарушениях, направленных в текущем году на рассмотрение КДН и ЗП, также не соответствует требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем из 25 протоколов, поступивших в указанный орган, 11 вовсе возвращено на доработку.
Изучение сведений о количестве привлечённых к административной от-ветственности по автоматизированным учётам ИЦ УМВД России по Ульянов-ской области показало, что в 2014 году сотрудниками МО МВД России «Майнский» в отношении родителей и законных представителей, не исполняющих свои родительские обязанности составлено 30 протоколов, по 23 из которых КДН и ЗП принято решение о привлечении к административной ответственности.
Однако данные сведения действительности не соответствуют. Проведён-ной выверкой установлено, что 12 протоколов в КДН и ЗП на рассмотрение вовсе не поступали (№№ 006566, 006565, 006713, 006095, 006945, 005746, 006701, 006162, 005727, 006943, 005726, 006093), 6 протоколов было возвращено на доработку, после чего обратно в КДН и ЗП не поступали (005941, 005728, 005809, 006096, 006091, 005903).
И напротив, сведения о 5 административных протоколах, рассмотренных КДН и ЗП в истекшем периоде 2014 года, по автоматизированным учётам ИЦ отсутствуют (006092, 006941, 006942, 006940, 006329).
Вышеуказанные факты свидетельствуют о ненадлежащем учёте сведений о привлечённых лицах рассматриваемой категории, могут стать причиной принятия органами власти и судами неверных решений, с учётом недостоверных сведений автоматизированного учёта.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несо-вершеннолетних» органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
Проведённой проверкой установлено, что в текущем году в отношении несовершеннолетних Х., В., В., М., П., Л., А., М. в возбуждении уголовного дела было отказано в связи с недостижением ими возраста уголовной ответственности.
Вместе с тем, указанные несовершеннолетние до момента проверки на профилактический учёт в ПДН МО МВД России «Майнский» поставлены не были.
По результатам проверки внесено представление об устранении нарушений закона.

Возврат к списку