Вернуться к обычному виду

Проведенной прокуратурой Майнского района проверкой деятельности отдела судебных приставов по Майнскому району (далее – Отдел) выявлены многочисленные нарушения законодательства



Проведенной прокуратурой Майнского района проверкой деятельности отдела судебных приставов по Майнскому району (далее – Отдел) выявлены многочисленные нарушения законодательства


Проведенной прокуратурой Майнского района проверкой деятельности отдела судебных приставов по Майнскому району (далее – Отдел) выявлены многочисленные нарушения законодательства об исполнительном производстве, о которых ранее неоднократно указывалось в актах реагирования прокуратуры района.
Согласно ч.1 и ч.2 ст.5 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон «Об исполнительном производстве») принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «О судебных приставах» (далее – Федеральный закон «О судебных приставах») на судебных приставов возлагаются задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц.
В силу ч.1 ст.12 Федерального закона «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Частью 2 ст.12 Федерального закона «О судебных приставах» установлено, что судебный пристав-исполнитель имеет право, в том числе: получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки; арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе; вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве; совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Согласно ч.1 ст.105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнение им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течении суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с ч.2 ст.105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный статьей 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и устанавливает новый срок для исполнения.
Изучением находящихся в Отделе материалов исполнительных производств по уплате алиментов установлено, что судебными приставами-исполнителями работа по вызову и предупреждению об уголовной ответственности должников, установлению их местожительства, выяснению имущественного положения не ведется.
Установленный ч.1 ст.36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» двухмесячный срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований судебными приставами-исполнителями Отдела игнорируется.
К примеру, задолженность  К.М.В. по выплате средств на содержание несовершеннолетних детей на момент проверки составляла 476 тыс. руб. (исполнительное производство №2703/10/24/73).
Вместе с тем, судебным приставом-исполнителем в истекшем периоде 2013 года каких-либо мер, направленных на исполнение решения суда, не предпринималось. В материалах исполнительного производства имеется постановление о направлении поручения в ОСП по Засвияжскому району г. Ульяновска, датированное 24.11.2012.
В ходе изучения материалов исполнительного производства №65/06/24/73 о взыскании с Ильиных М.В. средств на содержание несовершеннолетних детей установлено, что в 2013 году действия судебного пристава-исполнителя по исполнению решения суда сведены лишь к получению информации из уголовно-исполнительной инспекции о ходе отбывания И.М.В. наказания по приговору суда.
Аналогичные нарушения выявлены при изучении исполнительных производств №911/10/24/73, возбужденного в отношении С.Т.И., №19704/12/24/73, возбужденного в отношении Ж.Е.В., №13984/11/24/73, возбужденного в отношении С.Й.Х., №345/08/24/73, возбужденного в отношении Л.Е.В.
Указанные нарушения законодательства стали возможными вследствие недобросовестного отношения к исполнению служебных обязанностей судебных приставов-исполнителей Отдела и влекут нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, что недопустимо.
Существенные нарушения законодательства выявлены в ходе изучения находящихся в Отделе исполнительных производств по судебным решениям, вынесенным по заявлениям прокурора. Судебными приставами-исполнителями игнорируется  установленный срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований.
Так, по исполнительным производствам №№13191/12/24/73 и 754/13/24/73, возбужденным 05.09.2012 и 18.01.2013 в целях исполнения решений суда о возложении обязанности на органы местного самоуправления муниципальных образований «Гимовское сельское поселение» и «Тагайское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора, содержащиеся в исполнительных документах требования до настоящего времени должниками не исполнены.
Также не исполнены содержащиеся в исполнительных листах требования о возложении обязанности на органы местного самоуправления администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области при недостаточности денежных средств у муниципальных образовательных учреждений Анненковская средняя общеобразовательная школа, Игнатовская средняя общеобразовательная школа выделить денежные средства учреждениям для устранения нарушений гигиенических требований к электронно-вычислительным машинам и организации работы в классе информатики по исполнительным производствам №18710/12/24/73, возбужденному 11.12.2012, №17285/12/24/73, возбужденному 21.11.2012.
Судебным приставом-исполнителем, несмотря на уклонение от исполнения решения суда, виновные должностные лица к административной ответственности по ст.17.15 КоАП РФ не привлекались, соответствующая документация не запрашивалась, новый срок для исполнения требований исполнительных документов не устанавливался.
Изучение исполнительных производств №№5495/11/24/73, 5496/11/24/73, 5498/11/24/73, 5497/11/24/73, 5499/11/24/73, 6146/11/24/73, объединённых в сводное исполнительное производство, возбужденное в отношении администрации муниципального образования «Майнский район», показало, что какие-либо документы, свидетельствующие о понуждении должника к организации утилизации и переработки бытовых отходов, отсутствуют.
Так, администрацией МО «Майнский район» 18.03.2013 в ОСП по Майнскому району направлена информация о том, что необходимая документация для регистрации права собственности муниципального образования «Майнский район» на земельный участок, предназначенный для размещения в будущем полигона утилизации ТБО, передана в соответствующее территориальное подразделение Управления Росреестра по Ульяновской области.
Однако, как установлено проведённой проверкой, до настоящего времени право собственности на вышеуказанный земельный участок не зарегистрировано, мероприятия, направленные на подготовку проектно-сметной документации, не проводились.
Несмотря на уклонение от исполнения решения суда виновные должностные лица к административной ответственности по ст.17.15 КоАП РФ не привлекались, новый срок для исполнения требований исполнительного документа не устанавливался.
Изучение исполнительного производства №16489/12/24/73 показало, что судебным приставом-исполнителем постановлением от 06.12.2012 окончено исполнительное производство в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.
Приставом-исполнителем установлено, что администрацией МО «Анненковское сельское поселение» надлежащим образом организовано водоотведение и откачка канализационных стоков из выгребной ямы многоквартирного жилого дома №34, расположенного по ул. Центральной в пос. Новоанненковский.
Вместе с тем, проверкой установлено, что производство окончено без фактического исполнения, откачка нечистот с указанного объекта не осуществляется, надлежащее водоотведение не организовано.
Вывод судебного пристава-исполнителя об исполнении требований исполнительного документа основан лишь на письменной информации  администрации МО «Анненковское сельское поселение».
При проверке исполнения требований исполнительного документа выезд на место не производился, акт совершения исполнительных действий не составлялся.
Перечисленные факты свидетельствуют о ненадлежащем отношении сотрудников ОСП по Майнскому району к исполнению должностных обязанностей и отсутствии должного контроля за их деятельностью со стороны руководства Отдела. Сложившаяся ситуация подрывает авторитет службы судебных приставов, создает у населения негативное представление о ее деятельности, ведет к длительному неисполнению судебных решений и нарушению прав граждан, что незамедлительно требует принятия действенных мер по ее исправлению.
По результатам проверки внесено представление об устранении нарушений закона.


Возврат к списку