Вернуться к обычному виду

проведена проверка исполнения законодательства об охране прав несовершеннолетних в ОГКОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Тагайская специальная (коррекционная) школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоров



проведена проверка исполнения законодательства об охране прав несовершеннолетних в ОГКОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Тагайская специальная (коррекционная) школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоров

Прокуратурой Майнского района проведена проверка исполнения законодательства об охране прав несовершеннолетних в ОГКОУ для детей – сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, Тагайская специальная (коррекционная) школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья «Островок надежды», в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.
Согласно ч.2 ст.155.2 Семейного кодекса РФ детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации. К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.
Согласно ч.2 ст.15 и ч.5 ст.18 Федерального закона от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия. Опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов. Исполнение опекуном и попечителем указанных обязанностей осуществляется за счет имущества подопечного.
Пунктом 3 ст.155.3 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защиту их прав и законных интересов; причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты; сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Кроме того, в соответствии со ст.60 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного Кодекса; ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
Изучение личных дел воспитанников Тагайской школы-интерната показало, что администрацией учреждения не должным образом защищаются имущественные и жилищные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  Администрацией учреждения не используются все предусмотренные законом возможности по охране прав и интересов детей, допускается пассивность в работе.
    Так, в ходе изучения личного дела Д.К., 2002 г.р., установлено, что мать несовершеннолетнего И.А. лишена родительских прав и с неё взысканы алименты, а также приговором мирового судьи судебного участка №2 Железнодорожного района г. Ульяновска от 10.08.2012 была осуждена по ч.1 ст.157 УК РФ к исправительным работам на срок 7 месяцев с удержанием 10% из заработной платы. Алименты на момент проверки не поступали. Имеющиеся в личном деле запросы в ОСП Железнодорожного района от 22.01.2013, от 04.04.2013 о ходе исполнительного производства, запрос в территориальное подразделение УИИ Железнодорожного района от 21.11.2012 об отбытии наказания осужденной оставлены без ответа, вместе с тем, должностными лицами учреждения не предпринято мер к направлению жалоб на бездействие в вышестоящие органы и организации.
Кроме того, в деле имеется запрос в Министерство образования Ульяновской области от 14.01.2013 о постановке несовершеннолетнего на регистрационный учет, ответ на который до момента проверки не поступил.
    Согласно ч.4 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в том числе, следующего обстоятельства: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проверкой установлено, что за воспитанником Тагайской школы-интерната Р.Р., 1997 г.р., закреплено жилое помещение по адресу: г. Ульяновск, ул. ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Однако в данном жилом помещении зарегистрировано 7 человек, что в соответствии с вышеперечисленными нормами действующего законодательства противоречит интересам несовершеннолетнего.
Кроме того, проверка сохранности вышеуказанного жилого помещения последний раз проводилась 21.03.2012, а запросы в Министерство образования Ульяновской области от 05.09.2012, от 11.12.2012, от 27.02.2013 о предоставлении актов сохранности жилья оставлены без ответа.
    Изучение личного дела А.Д. показало, что действенных мер, направленных на получение алиментов в пользу указанного несовершеннолетнего, предпринято не было. В личном деле имеется информация УФСИН РФ по Ульяновской области, полученная 26.02.2013, о том, что мать несовершеннолетнего осуждена приговором мирового судьи судебного участка №2 Инзенского района Ульяновской области к наказанию в виде 6 месяцев исправительных работ с удержанием 10% из заработной платы. Однако до момента проверки запросов об отбытии наказания и взыскании алиментов не направлено.
В ходе проверки установлено, что Л.В. решением Засвияжского районного суда от 18.03.2003 лишена родительских прав и с неё взысканы алименты в отношении Т.С. и М.С. 13.03.2013 администрацией учреждения получена информация из ОСП по Карсунскому району Ульяновской области, в которой указано, что алименты перечислены на счета детей, которые до момента проверки не поступали. Однако мер, направленных на выяснение причин нарушения алиментных прав вышеуказанных несовершеннолетних воспитанников Тагайской школы-интерната, не принято.
Указанные нарушения законодательства являются следствием ослабления контроля со стороны должностных лиц учреждения и влекут нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, что недопустимо.
      По результатам проверки внесено представление об устранении нарушений закона.

Возврат к списку