Вернуться к обычному виду

проведена проверка исполнения законодательства о защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства



проведена проверка исполнения законодательства о защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства

Прокуратурой Майнского района проведена проверка исполнения законодательства о защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.
Так, в силу ч.1 ст.6 Федерального закона от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству.
В соответствии ч.1 ст.2 Закона Ульяновской области от 31.07.2009 №115-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области отдельными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» Ульяновская область наделяет органы местного самоуправления муниципальных районов Ульяновской области полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.
Согласно ч.1 ст.121 Семейного кодекса Российской Федерации органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
В соответствии с ч.2 ст.24 Федерального закона от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В силу п.4 Правил осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 №423, при помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного:
а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;
б) 1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;
в) 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.
Согласно п.11 Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, утверждённых вышеуказанным постановлением Правительства РФ, контроль за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье осуществляется в соответствии с Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года №423.
В силу п.22 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 №275, контрольное обследование условий жизни и воспитания усыновленного ребенка, за исключением случаев усыновления отчимом (мачехой) при условии, что совместно с отчимом (мачехой) и ребенком проживает один из родителей ребенка, проводится специалистом по охране детства органа опеки и попечительства ежегодно, в течение первых 3 лет после установления усыновления.
Вместе с тем, в ходе изучения 89 личных дел детей, переданных на воспитание в приемные семьи, а также детей, переданных под опеку, в нарушение вышеуказанного законодательства проверки условий их жизни в 2012 году и истешем периоде 2013 года не проводились.
Аналогичное халатное отношение к обязанностям по осуществлению контроля за условиями жизни усыновлённых выявлено в ходе изучения личных дел 3 усыновлённых детей.
Согласно ч.1 ст.25 Федерального закона от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).
В соответствии с ч.3 ст.25 вышеуказанного Федерального закона отчет опекуна или попечителя утверждается руководителем органа опеки и попечительства.
Вместе с тем, проверкой установлено, что в личных делах всех 61 личных дел опекаемых отчёты о хранении, об использовании имущества подопечных и об управлении имуществом подопечных отсутствуют.
В соответствии с ч.1 ст.121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Согласно ч.3 ст.155.1 Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проверкой установлено, что А.А., 2010 г.р., был выявлен как безнадзорный 23.02.2012 и помещён в учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей ОГКУ СКДД «Дом детства».
Однако должностными лицами отдела опеки и попечительства мер, направленных на определение статуса несовершеннолетнего, принято не было.
Так, мать указанного несовершеннолетнего решением Майнского районного суда была лишена родительских прав лишь 14.01.2013.
Более того, исковое заявление о лишении родительских прав было направлено в суд учреждением, в котором содержится А.А., а не Управлением образования администрации МО «Майнский район».
В ходе проверки установлено, что личные дела детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в соответствующих учреждениях, ведутся ненадлежащим образом, повсеместно отсутствует необходимый перечень документов.
Не систематизирована работа по осуществлению контроля за сохранностью жилых помещений, закреплённых за указанной категорией несовершеннолетних, периодичность контроля не учитывается.
Проверкой установлено, что должностными лицами отдела опеки и попечительства ненадлежащим образом осуществлялась защита трудовых прав детей сирот детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, 25.05.2012 прокуратурой Майнского района проведена проверка соблюдения законодательства о труде в деятельности областного государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Тагайская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья «Островок надежды», в ходе которой установлено, что в нарушение требований трудового законодательства трудовая книжка 5 несовершеннолетним работникам оформлена не была по вине работодателя, что ущемило права данного несовершеннолетнего на учет его трудовой деятельности и трудового стажа.
Аналогичным образом были нарушены трудовые права 10  несовершеннолетних воспитанников и в ОГКОУ для детей – сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, Майнский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Орбита».
Вместе с тем, должностными лицами отдела опеки и попечительства каких-либо мер, направленных на выявление, пресечение и устранение нарушений прав воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни в 2012 году, ни в истекшем периоде 2013 года не принималось.
Нарушения законодательства были устранены лишь после вмешательства прокурора района.
В нарушение ст.122 Семейного кодекса РФ органами опеки и попечительства должным образом не используются средства массовой информации для доведения до населения не являющихся конфиденциальными сведений о детях, подлежащих передаче на воспитание в семью, эффективность такой работы нулевая, такого рода публикации в СМИ ни в 2012 году, ни в истекшем периоде 2013 года не направлялись.
Согласно ст.7 Закона Ульяновской области от 31.07.2009 №115-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области отдельными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» количество работников определяется исходя из следующего норматива: один работник на 3000 несовершеннолетних в городской местности и 2500 несовершеннолетних в сельской местности, но не менее двух работников.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что в отделе опеки и попечительства администрации МО «Майнский район» как на протяжении 2012 года, так и в 2013 году трудовую деятельность осуществляет 1 специалист.
Основной причиной ненадлежащего осуществления органом опеки и попечительства установленных полномочий явилось отсутствие постоянного компетентного кадрового состава подразделения, что в свою очередь вызвано низким уровнем оплаты специалистов, которые не являются муниципальными служащими с соответствующим статусом и гарантиями, установленными федеральным и региональным законодательством.
Существующий уровень оплаты труда и статус работников отдела опеки и попечительства не является соразмерным высокой напряжённости и степени и их ответственности.
Отмеченные в настоящем представлении факты стали возможными в связи с отсутствием надлежащего ведомственного контроля со стороны должностных лиц администрации МО «Майнский район» и грубо нарушают гарантированные Конституцией РФ права несовершеннолетних, что является недопустимым и терпимо быть не может.
      По результатам проверки внесено представление об устранении нарушений закона.

Возврат к списку