Вернуться к обычному виду

Прокуратурой Майнского района проведена проверка исполнения законодательства о профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.



Прокуратурой Майнского района проведена проверка исполнения законодательства о профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.

Так, согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят, в том числе, органы внутренних дел.
В соответствии со ст.20 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы внутренних дел в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.5 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу.
Согласно ст.6 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные статьей 5 настоящего Федерального закона, если они зафиксированы в постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.12 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагается обязанность выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвовать в пропаганде правовых знаний.
Проверкой установлено, что приговором Майнского районного суда Ульяновской области от 24.01.2013 несовершеннолетний О. осужден по п. «а» ч.3  ст.158 УК РФ к 1 году лишения свободы условно с испытательным сроком на 1 год, несовершеннолетний П. по п. «а» ч.3 ст.158 УК РФ к штрафу в размере 3000 рублей.
    Несовершеннолетний О., 1998 года рождения, неоднократно привлекался к уголовной ответственности, на профилактическом учете в ПДН МО МВД России «Майнский»  состоял с 18 мая 2012 года по 10 сентября 2012 года. В то же время, О. в период отбывания наказания по предыдущему приговору и нахождении на профилактическом учете в ПДН 22 августа 2012 года совершил тяжкое преступление в группе лиц с несовершеннолетним П.
    Вместе с тем, из обзорной справки инспектора ПДН МО МВД России «Майнский» следует, что О. за время нахождения на профилактическом учете не совершал повторных правонарушений, что свидетельствует о формальном подходе к работе с несовершеннолетними, состоящими на учёте и об отсутствии профилактической работы в направлении предупреждения совершения новых правонарушений.
    Кроме того, обвинение О. в совершении преступления, предусмотренного п.«а» ч.3 ст.158 УК РФ, было предъявлено 8 декабря 2012 года, однако он до настоящего времени на профилактический учет в ПДН  вновь не поставлен, проведение с ним соответствующей своевременной профилактической работы не организовано.
Ненадлежащая профилактическая работа с несовершеннолетним О. со стороны должностных лиц ПДН МО МВД России «Майнский» и других сотрудников полиции, послужила причиной и условиями совершения несовершеннолетним О. тяжкого преступления.
Проверкой выявлен аналогичный факт грубого нарушения вышеуказанного законодательства о профилактике, повлекшее совершение преступления несовершеннолетним К., 1996 г.р.
Так, 07.12.2012 органами предварительного следствия К. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.158 УК РФ, тайного хищения мобильного телефона у гр. А.
Из протокола допроса инспектора ПДН от 28.12.2012 следует, что К. на профилактическом учёте не состоял и не состоит, к административной ответственности не привлекался.
Согласно сведениям ИЦ УВД по Ульяновской области в отношении указанного несовершеннолетнего дважды в течение 2012 года составлялись протоколы об административных правонарушениях по ч.1 ст.20.21 КоАП РФ (17.08.2012, 13.11.2012).
Вместе с тем, должностными лицами МО МВД России «Майнский» К. на профилактический учёт не поставлен, проведение с ним соответствующей своевременной профилактической работы не организовано.
Согласно ч.2 ст.9 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать: комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; орган опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию.
Однако о фактах совершения вышеуказанными несовершеннолетними общественно опасного деяния должностными лицами МО МВД России «Майнский» в другие органы и учреждения системы профилактики сообщено не было, вследствие чего эффективных мер профилактического характера в отношении них не применялось, что в свою очередь способствовало совершению ими преступлений.
Выявленные в ходе проверки нарушения законодательства стали возможными вследствие недобросовестного отношения сотрудников межмуниципального отдела МВД России «Майнский» к исполнению своих обязанностей, а также отсутствия должного ведомственного контроля за их деятельностью со стороны руководства отдела, влекут нарушение прав несовершеннолетних, что недопустимо.    
По результатам проверки внесено представление об устранении нарушений закона.

Возврат к списку