Вернуться к обычному виду

Прокуратурой Майнского района проведена проверка исполнения законодательства о профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.



Прокуратурой Майнского района проведена проверка исполнения законодательства о профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.

Так, согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят, в том числе, органы внутренних дел.
В соответствии со ст.20 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы внутренних дел в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч.2 ст.5 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.12 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагается обязанность выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвовать в пропаганде правовых знаний.
Согласно ч.2 ст.9 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать: комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; орган опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию.
Проверкой выявлен факт грубого нарушения вышеуказанного законодательства о профилактике, повлекшее совершение преступление несовершеннолетним.
Так, 18.09.2012 несовершеннолетнему В.А.Е. 04.05.1995 органами предварительного следствия предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п.«б» ч.2 ст.158 УК РФ, т.е. в краже, тайном хищении девяти чугунных решёток с территории валовни СПК «Карлинское», совершённой с незаконным проникновением в иное хранилище.
В ходе изучения причин и условий, способствующих совершению преступления, установлено, что согласно данным акта обследования администратора д.Сухаревка Майнского района указанный несовершеннолетний проживает длительное время один, без родителей. Факт отсутствия родительского контроля и злоупотребления спиртными напитками зафиксирован в рапорте-характеристике участкового уполномоченного полиции. Образовательное учреждение в своей характеристике указывает на малообеспеченность семьи, наличие многочисленных пропусков занятий. Факт злоупотребления алкоголем указан в характеристике и.о. главы администрации МО «Гимовское сельское поселение».
Более того, согласно сведениям ИЦ УВД должностными лицами МО МВД России «Майнский» 12.07.2012 в отношении В.А.Е. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.1 КоАП РФ, который направлен для рассмотрения по существу в КДН и ЗП, вместе с тем, проверкой установлено, что данный протокол в Комиссию не поступал.
Несмотря на вышеуказанные факты, службой ПДН В.А.Е. охарактеризован как лицо, спиртными напитками не злоупотребляющее спиртными напитками. Индивидуальная профилактическая работа с указанным несовершеннолетним не проводилась, Волошин на профилактический учёт поставлен не был.
Согласно ч.1 ст.5 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних  обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» основанием проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних являются обстоятельства, предусмотренные статьей 5 указанного Федерального закона, если они зафиксированы в постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел.
Проверкой установлено, что 10.09.2012 мировым судьёй судебного участка №2 Майнского административного района уголовное дело по обвинению несовершеннолетнего Ш.Д.С. в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.158 УК РФ, было прекращено на основании ст.25 УПК РФ за примирением сторон, вместе с тем, указанный несовершеннолетний на учёт в ПДН МО МВД России «Майнский» поставлен не был.
В КДН и ЗП при администрации МО «Майнский район» на профилактический учёт Ш.Д.С. был поставлен лишь после получения постановления о прекращении уголовного дела. Информация о предъявлении обвинения в органы системы профилактики направлена не была.
Аналогичные нарушения были допущены в отношении несовершеннолетних Г.С.Ю., Л.М.М.
Об указанных фактах в соответствующие органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сообщено не было, что существенным образом усиливает вероятность совершения повторных противоправных деяний.
В нарушение ст.9 Закона в другие органы системы профилактики о данном факте сообщено не было.
В силу ч.2 ст.28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.5.35, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции).
Частью 1 ст.5.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.
Проверкой установлено, что 08.06.2012 дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.35 КоАП РФ, возбужденное в связи с составлением должностными лицами МО МВД протокола в отношении А.Т.Н. и А.Д.Г., прекращено по основанию, предусмотренному ст.24.5 КоАП РФ, то есть в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Причиной прекращения стало отсутствие надлежащего исследования фактических обстоятельств объективной стороны состава административного правонарушения, а именно отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о неисполнении, или ненадлежащем исполнении родительских обязанностей. При составлении протокола участковый уполномоченный ограничился установлением факта употребления алкоголя родителями несовершеннолетнего, указав при этом в протоколе и прилагаемых материалах сведения о достаточном количестве продуктов питания и надлежащих условиях содержания детей. Указание на конкретные родительские обязанности, которые не были исполнены, в протоколе отсутствовало.
Более того, аналогичный факт отсутствия надлежащего исследования фактических обстоятельств объективной стороны состава административного правонарушения был выявлен повторно. 12.07.2012 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.35 КоАП РФ, было прекращено в отношении тех же лиц и по тем же основаниям, а также в отношении А.Н.В.
Согласно ч.3 ст.28.8 КоАП РФ в случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 29.4 настоящего Кодекса, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
Проверкой установлено, что 5 протоколов об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.35 КоАП РФ, составленные должностными лицами МО МВД России «Майнский», направленные для рассмотрению по существу, Комиссией были возвращены на основании п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ, в связи с неполнотой представленных материалов.
Однако в нарушение вышеуказанного законодательства материалы дел об административных правонарушениях в Комиссию возвращены не были.
В связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности Комиссией прекращено 6 дел об административных правонарушениях по причине затягивания процедуры сбора доказательств.
Указанные факты свидетельствуют о неправомерном освобождении от ответственности виновных лиц.
Выявленные в ходе проверки нарушения законодательства стали возможными вследствие недобросовестного отношения сотрудников межмуниципального отдела МВД России «Майнский» к исполнению своих обязанностей, а также отсутствия должного ведомственного контроля за их деятельностью со стороны руководства отдела, влекут нарушения прав несовершеннолетних, что недопустимо.    
По результатам проверки внесено представление об устранении нарушений закона.

Возврат к списку